17.05.2004

Наследникам писателей дали 20 лет


Маленькие издательства и сетевые библиотеки могут паковать чемоданы. Госдума приняла в третьем чтении закон "О внесении изменений в ФЗ "Об авторском праве и смежных правах".

Законопроектом предусмотрено продление срока действия авторского права на 20 лет. Таким образом, теперь авторские права на произведение будут действовать не 50 лет после смерти автора, а 70. Согласно поправкам авторы и обладатели смежных прав получают право требовать вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн. руб. В Законе об авторском праве появится новая статья о конфискации всего контрафакта, а также орудий его производства. Контрафактные экземпляры произведений или фонограммы, а также материалы и оборудование, которые используются для их воспроизведения, подлежат конфискации в судебном порядке и уничтожению, за исключением случаев передачи конфискованного контрафакта обладателю авторских прав или смежных прав по его просьбе.

Издатели готовы платить за «Старших современников»
Алексей Гордин, заместитель генерального директора ООО «Азбука-классика» полагает, что из-за принятия поправок к закону распространение издательствами книг, попадающих под изменение срока действия авторских прав, может быть приостановлено. Любовь Пасхина, коммерческий директор ОАО «Дом книги» напротив считает, что книги, вышедшие до принятия этого закона не будут попадать под его действие. В любом случае книжные магазины по ее мнению не пострадают: «У нас бывают случаи, когда из продажи изымаются какие-то книги, но мы всегда закупаем такие маленькие тиражи, что теряем максимум 5-6 экземпляров».

Алексей Шехов, пресс-секретарь ООО «Эксмо», говорит, что этот закон является скорее эволюционным, чем революционным. «Хотя, - отмечает он, - в нем есть несколько знаковых изменений, призванных защитить автора и его наследников. Наше издательство готово платить правообладателям всегда. Так как мы понимаем, как важно соблюдать закон. У нас в авторском портфеле 1,5 тыс. авторов, за издание чьих книг мы платим, и теперь к ним прибавится не более 20». Среди этих 20-ти будут, например, такие популярные классики, как Цветаева, Мандельштам, Булгаков.

Правда, издательство «Эксмо» - крупнейшее в России. А вот маленькие издательства, которые издают всего 25-30 книг в год, и около половины из них составляют наши «старшие современники», могут пострадать от принятия этого закона. Алексей Шехов полагает, что наследники заинтересованы в издании книг, и с ними можно будет договориться.

В интернете обещают навести порядок
В законодательство вводится понятие Интернет-право: распространение произведений в сети теперь будет трактоваться как доведение до всеобщего сведения со всеми вытекающими юридическими последствиями. Отношение к этому у издателей неоднозначное. «Нужно еще посмотреть, как это будет работать, - говорит Алексей Гордин, - До сих пор интернет был несколько маргинальной территорией. И отношения сетевых библиотек с авторами регулировались простыми договоренностями. Но лично я рассматриваю интернет не как конкурента книге, а как маркетинговый ход».

Алексей Шехов, напротив, уверен, что из-за бесплатного распространения полных текстов произведений в интернете, издатели теряют значительные суммы. «Мы провели простой эксперимент - выложили на сайте Дарьи Донцовой несколько ее произведений в открытом доступе. За 4 месяца посещаемость сайта выросла на 400%. И это не самый популярный автор. Убытки издателя посчитать не сложно. Мы приветствуем любую попытку упорядочить ситуацию в интернете, так как очень много авторов, в том числе и наших, страдают от электронных пиратов».

Война сетевых библиотек
Сейчас самым яростным борцом с бесплатными сетевыми библиотеками является электронная библиотека «Кирилл и Мефодий». Сейчас она подает иски по поводу отдельных произведений отдельных авторов. Если же будет наложен полный запрет на опубликование электронных версий произведений, то «Кирилл и Мефодий» станет интернет-монополистом, так как обладает эксклюзивными правами на распространение в сети произведений большинства авторов, как российских, так и зарубежных.

В пострадавших останется библиотека Максима Машкова, которая уже вывесила на своем сайте развернутую критику принимаемых поправок.

Деловой Петербург