17.05.2004

Отнять ледоколы у Мурманского пароходства предлагает Счетная палата



Илья Хренников

         Счетная палата предлагает изъять государственный ледокольный флот из управления частной компании "Мурманское морское пароходство" (ММП) и создать специализированное госпредприятие для эксплуатации ледоколов. Аналитики отмечают, что предложение аудиторов выгодно "Норникелю" и "ЛУКОЙЛу", недовольным монополией ММП на Северном морском пути.

        Мурманское морское пароходство - крупнейшая транспортная компания на Севере России. Выручка за 2002 г. - 4,14 млрд руб. , чистая прибыль - 236 млн руб. ММП эксплуатирует 35 судов (в том числе шесть танкеров) общей грузоподъемностью около 0,62 млн т. Объем перевозок в 2003 г. - 8,9 млн т. Кроме того, в доверительном управлении ММП находится государственный ледокольный флот (10 ледоколов, включая восемь атомных) , по закону не подлежащий приватизации. Государству принадлежит 25,5% акций ММП, еще около 60% владеет компания "Севморпуть-Капитал", близкая к экс-менеджеру "ЛУКОЙЛа" Николаю Куликову.

        В пятницу коллегия Счетной палаты рассматривала итоги проверки законности и эффективности использования ММП государственного ледокольного флота, проведенной по запросу сенатора от Волгоградской области Сергея Агапцова. Как рассказал "Ведомостям" аудитор СП Михаил Бесхмельницын, проверка выявила, что ледоколы достались ММП с нарушением законодательства: договор о передаче ледокольного флота в доверительное управление пароходству был заключен в августе 1998 г. КУГИ Мурманской области, которому правительство России не делегировало соответствующих полномочий.

        Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Вячеслав Рукша, в то время работавший техническим директором ММП, это опровергает. По его словам, ледоколы были переданы в управление ММП еще в июле 1994 г. постановлением правительства N 718, а решение КУГИ в 1998 г. лишь закрепило существовавший порядок.

        Однако СП предлагает изъять ледоколы из управления ММП еще и на том основании, что пароходство неэффективно управляло ими - в частности, перераспределяло в свою пользу доходы от эксплуатации ледоколов. "Мы выяснили, что, например, на Белом море, где ММП имело право самостоятельно определять тарифы на ледовую проводку, они в ряде случаев были в 6 - 7 раз ниже, чем расценки, утвержденные Минэкономразвития для трассы Севморпути. Зато, имея монополию на ледоколы, пароходство настаивало на том, чтобы грузы перевозились именно на транспортных судах ММП по завышенным ставкам", - говорит Бесхмельницын. Этой особенностью бизнеса ММП ранее возмущались представители "Норникеля", крупнейшего клиента пароходства. Особенно не понравилось аудиторам то, что в летний период пароходство без разрешения государства сдавало атомные ледоколы с ядерной энергетической установкой на борту в аренду иностранным компаниям - американской Poseidon Arctic Voyages Inc. и британской Super Nova Expedition Ltd. , возившим туристов на Северный полюс. В Счетной палате считают, что это "создает возможность возникновения радиационной и террористической угрозы".

        Наконец, аудиторы призвали на помощь прокуроров: поскольку собственником ледоколов является государство, СП обратилась в Генпрокуратуру с просьбой принять меры по перечислению 315 млн руб. , полученных ММП в 2002 - 2003 гг. от сдачи их в аренду.

        В ММП и "Севморпуть-Капитале" отказались комментировать итоги проверки. "По этому поводу вам никто ничего комментировать не будет", - заявили "Ведомостям" в приемной Николая Куликова. А Рукша не воспринимает всерьез выводы аудиторов. На вопрос, что следует делать с ледоколами, он отшутился: "Надо передать ледокольный флот в управление Счетной палате, раз они так хорошо во всем разобрались". В "Норникеле", который ранее прорабатывал планы строительства собственных сухогрузов и лоббировал создание отдельной госкомпании для управления ледоколами, не стали комментировать итоги проверки и предложения Счетной палаты. В пресс-службе "ЛУКОЙЛа" также не стали обсуждать "заявления госорганов".

        Представитель одной из нефтяных компаний уверен, что обособление ледокольного флота отвечает интересам многих грузовладельцев. "Ледоколы нужны, например, "ЛУКОЙЛу" и "Роснефти" для вывоза нефти из Варандея и Архангельска соответственно. Были случаи, когда ММП в первую очередь обеспечивало ледоколами свои собственные танкеры. Думаю, ГУП "Росморпорт", в который планируется передать ледокольный флот, обеспечит равнодоступность ледовой проводки", - говорит нефтяник. Аналитик банка "Зенит" Сергей Суверов считает, что проверка Счетной палаты может привести к разрушению монополии ММП в морских перевозках на Севере. По его мнению, это выгодно прежде всего "Норникелю", "ЛУКОЙЛу" и конкурирующим с ММП судовладельцам.



Источник: Ведомости