19.05.2004

"Позор Б. , вору и идиоту". Таков лозунг главной каннской сенсации



Юрий Гладильщиков

         КАННЫ - В Каннах показали фильм, который ожидал такой фурор, как ни одну из прошедших прежде конкурсных картин, - документальную ленту "Фаренгейт 9/11" американца Майкла Мура. Фурор случился бы в любом случае, даже если бы фильм оказался средненьким. Уже перед просмотром 2500-тысячный зал "Люмьер" устроил пришедшему Муру громкую овацию. В толпе у входа мелькали плакаты: "Мура - в президенты США! Ты встряхнешь Америку! ". Посмотреть ленту явился не кто-нибудь, а не замеченный в Каннах до сего момента Мик Джаггер.

        Что началось во время финальных титров, после последних слов про Буша: "Неужели мы опять изберем этого придурка президентом? " - описать невозможно. Оппортунисту Муру аплодировали стоя и истово - с дикими воплями, двадцать две с половиной минуты. Политическим героем дня, которому досталась своя порция восторженных "у-у-у!!! ", оказался и стоящий рядом с Муром, безмерно счастливый (или прикидывающийся таковым) , совсем даже не диссидент, а представитель истеблишмента, глава компании Miramax Харви Вайнштейн. На выходивших из зала во время овации косились, как на предателей.

        Ни один фильм с самого первого каннского дня не удосужился такого внимания фестивальной прессы (а в Каннах готовят ежедневные выпуски все основные деловые издания мира) , как "Фаренгейт 9/11". Разве что "Убить Билла - 2", но и то потому, что Тарантино стал по совместительству президентом Каннского жюри. В газете Variety написали, что Мура приняли в Каннах, как прежде встречали Мадонну. Причин было три. Первая: популярность самого Мура, чей прежний фильм "Боулинг для Колумбины" - про болезненную тягу американцев пострелять - уже получил одну из каннских наград, а затем и "Оскара". Вторая: царящие среди либералов-киношников антибушевские, а иногда и антиамериканские настроения. На каннском кинорынке, который проходит параллельно с фестивалем, активно продают еще один, вероятно, похожий документальный фильм "Мозги Буша". Третья: непонятная судьба фильма.

        Последовательно проходили сообщения: что он в Америке запрещен, что разрешен, но в Англии, что его хочет прокатывать в США Miramax, но против Disney (владеющая правами на фильм и являющаяся вдобавок головной структурой Miramax) , что Disney вроде сломался и согласился продать фильм мирамаксовцам братьям Вайнштейнам (сообщение пришло в субботу) , что все опять затормозилось.

        Как считает сам Мур, руководство Disney сделает все для того, чтобы фильм не попал в Америку и не повлиял на результаты президентских выборов, которые состоятся в этом году. "Мы живем в стране, где 50% населения не голосует, - сказал Мур. - Если я своим "Фаренгейтом" заставлю пойти на выборы хотя бы 10% людей!. ." Повлиять Мур и впрямь может. "Фаренгейт" - оголтелая (было такое слово в советские времена) антибушевская пропаганда.

        Вот вкратце тезисы фильма.

        Буш - глупейший президент за всю историю Америки, для которого главное - ранчо и гольф. При этом он всегда был связан с семьей Бен Ладенов, которая еще в 70-е финансировала его (потом развалившуюся) нефтяную компанию. Теперь и он, и его отец Буш-старший финансово связаны с той же империей Бен Ладенов и вообще Саудовской Аравией. После атаки на здания Всемирного торгового центра Буш позволил спокойно покинуть США более чем 20 Бен Ладенам и только на словах боролся с терроризмом (Мур показывает, насколько абсурдны и формальны внедренные в США меры безопасности) , а сам решал проблемы свои и прочих олигархов. Хотя все нити вели в Саудовскую Аравию, Буши продолжают общаться с тамошними эмирами-магнатами, а США напали сначала на Афганистан (поскольку через него предполагается вести нефтепровод из Каспия) , а потом на никогда не связанный с терроризмом, не убивший ни одного американца Ирак (про который один из экспертов говорит в фильме, что никакая другая территория не дает сейчас таких фантастических перспектив для бизнеса). При этом американская провинция в упадке, и именно там, среди простых безработных парней, под лозунгами борьбы за свободу вербуется пушечное мясо для иракской войны. Фильм завершается сравнением Америки Буша с государством Оруэлла, где слово "мир" означало войну, под словом "победа" скрывалось поражение etc.

        В фильме много патетики, а уж довоенный Ирак выглядит там идеальным мирным государством. Но, как всегда у Мура, и много смешного. Эффектно врезан эпизод с намакияженной, жующей во время интервью жвачку Бритни Спирс, заявляющей, что она доверяет президенту. Эффектен момент, когда Бушу сообщают на ушко про атаку на башни-близнецы. Оказывается, что его в это время снимали, потому что он был на показушном уроке во флоридской школе. И оказывается, он минут десять ничего не предпринимал, продолжая слушать школяров с кислой улыбочкой и о чем-то судорожно размышляя. По версии Мура, он размышлял не о безопасности США, а о том, как же все разрулить с Бен Ладенами (ведь про то, что Бен Ладен, который террорист, готовит нападение на США, он-таки был оповещен спецслужбами заранее - и ничего не предпринял).

        Поскольку Тарантино - левак и как режиссер связан с Miramax, он вполне может присудить "Фаренгейту" "Золотую пальмовую ветвь", тогда это будет первый случай, когда в Каннах поощрят не прогрессивную эстетику, а прогрессивные политические взгляды. Будет ли это справедливо?

        Не уверен. Мур, при всей своей наглой смелости, оставляет впечатление человека не вполне бескорыстного. Он, безусловно, гений самораскрутки. Он носится по Каннам взад и вперед, чтобы постоянно быть в центре внимания. Он этакий профессиональный диссидент, зарабатывающий своей профессией деньги. Америка - оруэлловская страна? Но в этой стране можно снять антипрезидентский фильм, и этот фильм не побоится представлять в Каннах такой официальный человек, как Харви Вайнштейн. У нас возможна подобная ситуация? Не важно, каков наш президент. В принципе: возможна?

        С другой стороны, факт, что фильм в Америке стараются зажать. И потом: то, что говорит Мур, все-таки выглядит правдой.



Источник: Ведомости