19.05.2004

Подножка на старте. Рост нефтяных цен мешает авиакомпаниям выйти из кризиса



Татьяна Егорова
Родион Левинский

         Небывало высокие цены на нефть ударили по бизнесу авиакомпаний, едва начавших выходить из кризиса. Пытаясь сократить потери, западные перевозчики вводят специальные "нефтяные" наценки. Впрочем, их размер невелик - всего несколько долларов на билет, что вряд ли будет замечено пассажирами. А российские компании от нефтяного бума пока вообще не пострадали.

        Мировая индустрия авиаперевозок никак не может восстановиться после почти трехлетней рецессии, вызванной терактами в США 11 сентября 2001 г. и эпидемией атипичной пневмонии. По итогам 2003 г. объем глобальных пассажирских авиаперевозок снизился на 2,4%. Но авиакомпании надеялись, что в нынешнем году спад прекратится. Так, в немецкой Lufthansa прогнозировали 7% -ный рост мирового пассажиропотока. А по оценкам "Ренессанс Капитала", в 2004 г. мировой пассажиропоток может возрасти на 8,7%.

        Но этим планам может помешать небывало высокий рост цен на нефть. Только с начала этого года мировые цены на нефть повысились более чем на 20% , достигнув максимального уровня более чем за 20 лет. Вслед за ней растут и цены на нефтепродукты - вчера тонна авиакеросина стоила $387.

        Котировки ведущих авиаперевозчиков, в структуре затрат которых расходы на топливо занимают существенную долю, снижаются вот уже несколько месяцев. С 1 марта акции Air France подешевели на 24,3% , Lufthansa - на 17% , KLM - на 22,5% , British Airways - на 23,5%. А капитализация американской Delta с начала года вообще упала более чем вдвое.

        За аномально высокие нефтяные цены придется заплатить пассажирам: ряд ведущих мировых авиакомпаний уже объявил о намерении ввести специальную "нефтяную" наценку. Наиболее существенное повышение ждет пассажиров Swiss Air - с четверга стоимость билетов швейцарской авиакомпании возрастет на 3%. Другие компании вводят более скромные наценки. Так, билет французской Air France с сегодняшнего дня обойдется пассажирам на 3 евро дороже. Представитель компании пояснил "Ведомостям", что эта надбавка просуществует до тех пор, пока нефть не подешевеет до $30 за баррель. Голландская KLM, с которой сейчас объединяется Air France, повышает стоимость билетов на 4 евро. Билеты British Airways станут дороже на 2,5 фунта, а дискаунтера Ryanair - на 4 евро. Исходя из количества перевезенных в 2003 г. пассажиров British Airways за счет дополнительных сборов рассчитывает привлечь дополнительно около $136 млн, а Air France - 129 млн евро. "Если бы мы не повышали стоимость билетов, то разорились бы", - уверяет представитель компании Йозес Эддини. "Эти наценки лишь частично компенсируют ущерб авиакомпаний, - сетует представитель Ryanair Пэнн Илс. - Поэтому мы стремимся сокращать другие расходы".

        Аналитик Transport Research Laboratory Патрик Фолли говорит, что в структуре расходов европейских авиакомпаний затраты на топливо составляют около 16% (у дискаунтера Ryanair - 11 - 15% ). У российских перевозчиков эта цифра значительно выше - 31,22% по итогам 2003 г. , и это самая значительная часть их расходов. Тем не менее, отмечает эксперт, знакомый с ситуацией в отрасли, попросивший не упоминать его имени, рост мировых цен на нефть практически не влияет на российских перевозчиков. По его словам, цены на авиатопливо в России растут медленнее инфляции. В 2003 г. инфляция составила 12% , керосин подорожал на 10,2% , а средний тариф эконом-класса на внутренних линиях в прошлом году вырос на 11,7%. С начала этого года стоимость керосина в Москве вообще не изменилась. А вот в Санкт-Петербурге, где есть только один аэропорт - "Пулково", - цена топлива выросла почти на 6% - до 9000 руб. /т в апреле. Это ненамного ниже европейских цен.

        "Фактически рост цен на авиакеросин в России остановился. Это означает, что либо в стране существует избыток предложения, либо цены достигли потолка и их дальнейший рост приведет к спаду перевозок. Пока же мы наблюдаем обратную ситуацию: за март, который считается мертвым сезоном, общий рост перевозок пассажиров составил 17% , а на международных линиях - 26% ", - рассуждает отраслевой эксперт.

        В "Аэрофлоте", который больше других российских перевозчиков летает на международных линиях, получить комментарии не удалось. Но источник в компании напоминает, что у "Аэрофлота" есть соглашение о тарифах с Air France и, возможно, пассажиров компании будет ждать "что-то подобное". А "Ренессанс Капитал" в своем недавнем обзоре по "Аэрофлоту" указывал, что компания станет убыточной только в том случае, если цены на топливо повысятся на 18,3%. Замдиректора по связям с общественностью другой российской авиакомпании "Сибирь" Игорь Волков говорит, что пока на его компании рост нефтяных цен не отразился, так как сейчас используется топливо, которое покупалось по более низким ценам. В дальнейшем Волков не исключает повышения цен на билеты "Сибири". "Но он не будет значительным. Кроме того, будет учитывать рост и других затрат", - поясняет он.



Источник: Ведомости