20.05.2004

Авиакомпании убивают каждого 55-тысячного пассажира



Российские авиакомпании переживают период невиданного роста – пассажирские перевозки с начала года увеличились на 20%, а смертность пассажиров за 10 лет уменьшилась в 5,5 раза.

Авиаперевозки в России растут невиданными темпами. «За январь–апрель 2004 года количество авиаперевозок по сравнению с тем же периодом 2003 года возросло на 20%», – сообщил руководитель службы Александр Нерадько на пресс-конференции, посвященной перспективам развития гражданской авиации в России. «Динамика позволяет говорить об авиационных перевозках как об одной из самых перспективных отраслей рынка», – уверен Александр Нерадько.

В 2000 году российские авиакомпании перевезли 22,5 млн человек, а в 2003-м – 29,5 млн человек, то есть пассажиропоток увеличился на 30% .

Александр Нерадько связывает такой большой рост прежде всего с улучшением безопасности полетов. «В 2003 году по количеству гражданских авиаперевозок Россия вышла на свой же уровень 1995 года. Если в 1995 году количество авиационных катастроф составило 50, то в прошлом году мы сумели сократить число аварий до девяти». Иными словами, возможность погибнуть в авиакатастрофе российского самолета в 1995 году была у каждого 10-тысячного пассажира, а сейчас – лишь у каждого 55-тысячного.

Аналитик компании «Ренессанс-Капитал» Наталья Загвоздина связывает рост не столько с безопасностью полетов, сколько со сложившийся в стране ситуацией. «Рост ВВП, рост доходов населения и укрепление рубля – вот три главные причины увеличения грузовых и пассажирских авиаперевозок», – уверена аналитик. По мнению экспертов инвестиционной компании «Атон», увеличение ВВП напрямую связано с авиаперевозками. «На каждый 1% роста ВВП приходится 0,6% роста авиационных перевозок», – считают в компании.

В России также становится меньше авиакомпаний и аэропортов. В минувшем году на реорганизацию было закрыто 11 старых аэропортов с грунтовыми взлетно-посадочными полосами, а количество авиакомпаний сократилось на 18% с 256 до 216.

«256 авиакомпаний – это слишком много для успешного функционирования отрасли, – считает Наталья Загвоздина, – поэтому их число еще будет значительно сокращаться, а оставшиеся компании, соответственно, крупнеть». В 1999 году в России было 328 авиакомпаний. «Оставшиеся перевозчики стали бережнее относиться к сертификатам, а значит, и к пассажирам», – сказал Александр Нерадько.

Но уже через несколько лет российские авиакомпании могут стать игроками исключительно отечественного рынка. Дело в том, что новые страны – члены Евросоюза требуют от наших авиакомпаний соблюдения 3-й главы закона по шумам Международной организации воздушного транспорта (МОВТ) – большинство наших самолетов не может летать в эти страны по санитарным показателям. Кроме того, как сообщил эксперт по гражданской авиации компании «Инфомост» Максим Уфаев, с 1 апреля 2006 года будет действовать 4-я глава закона с более жесткими требованиями. «По ней ни один из российских самолетов не сможет вылетать в страны Евросоюза», – сообщил эксперт.

Если ничего не изменится, то закон нанесет сильный урон по всей гражданской авиации России. «Мы занимаем жесткую позицию в этом вопросе, – заявил Александр Нерадько. – У России есть способы противодействовать попыткам ввода подобных законов, направленных не на свободную конкуренцию, а на стремление этой конкуренции избежать».

«Меня удивляет, что все это время Россия бездействовала, ведь о правилах МОВТ было известно и год, и два, и пять лет назад», – считает Максим Уфаев.

Итоги крупнейших авиакомпаний по объему пассажирских перевозок:

«Аэрофлот» – 5 млн 844 тыс. пассажиров (106,4% по сравнению с 2002 годом);

«Сибирь» – 3 млн 397 тыс. пассажиров (126,1%);

«Ютейр» – 1 млн 538 тыс. пассажиров (104%);

«ТрансАэро» – 859 тыс. пассажиров (222%).

Газета.RU