20.05.2004

Пылесосы и мультфильмы - это залог процветания Японии



Игорь Федюкин
Анна Николаева

         В битве за мировое экономическое лидерство Япония сделает ставку на производство "умных" пылесосов, роботов, водородного топлива для автомобилей и мультфильмов-анимэ. Чтобы в 2010 г. национальные производители могли доминировать на рынках с оборотом $26,3 трлн, японское правительство собирается стимулировать слияния и поглощения в "прорывных отраслях", подпитывая их налоговыми льготами и госзаказом.

        Правительство должно стимулировать исследования и инновации в семи отраслях, которые станут локомотивом развития японской экономики в XXI в. , говорится в стратегии, подготовленной Министерством экономики, торговли и промышленности Японии. Вчера этот документ был внесен в японский кабинет министров. В четырех отраслях (робототехника, "умная" бытовая электроника, водородное топливо для гибридных автомобилей и индустрия развлечений, включая производство "чисто японских" мультфильмов-анимэ) к 2010 г. японские производители должны захватить мировое лидерство, а еще три - медицинские услуги и технологии, ресурсосбережение и бизнес-услуги - должны будут обслуживать новые потребности японского общества и экономики.

        По оценке авторов стратегии, к 2010 г. мировой рынок продуктов и услуг в этих семи областях вырастет с нынешних 205,8 трлн иен ($18 трлн) до 300 трлн иен ($26,3 трлн). Например, продажи "умной" бытовой техники должны увеличиться с $88 млрд до $158 млрд. Количество автомобилей с двигателями на топливных элементах вырастет только в Японии до 50 000 (объем рынка - $8,8 млрд) , а к 2020 г. - до 5 млн ($70 млрд).

        По замыслу Министерства экономики в реализации этой стратегии будет активно участвовать государство. Оно будет стимулировать консолидацию в "точках роста": крупные компании могут успешнее конкурировать на мировом рынке. Япония должна добиваться, чтобы именно японские новые разработки служили основой для мировых технологических стандартов. Компаниям, инвестирующим в обучение своих сотрудников, предоставят налоговые льготы, а производителей роботов (например, для борьбы со стихийными бедствиями) поддержат госзаказом.

        Японцы разрабатывают такие стратегии каждые 5 - 10 лет еще начиная с 1950-х гг. , рассказывает Сергей Моисеев, директор Центра экономических исследований Московского института эконометрики. "Предложения готовят корпорации в собственных исследовательских институтах, а потом они просто утверждаются правительством", - добавляет он.

        Некоторые российские эксперты считают, что японский опыт мог бы пригодиться и России. "Подобная стратегия должна быть у каждой страны, которая думает о своем будущем, - уверен президент компании IBS Анатолий Карачинский. - Правда, в России этот набор был бы другим, приоритетом у нас может стать, например, разработка программного обеспечения". "Такая модель может быть использована и у нас как составная часть общей [промышленной] политики", - считает бывший руководитель экономического управления администрации президента Антон Данилов-Данильян.

        У промышленной политики по-японски есть и критики. "За последние 10 лет у японцев не было особенных успехов в угадывании приоритетов, - говорит Борис Кузнецов из Межведомственного аналитического центра. - Например, программа по разработке керамических двигателей так и не принесла ожидаемых результатов". "Нельзя сказать, чтобы Япония добивалась слишком больших успехов благодаря своим программам, - добавляет Дэвид Уайнстайн, профессор Колумбийского университета. - Слишком часто они были лишь инструментом перекачки средств в карманы японских корпораций. Все планы, принимавшиеся в 1990-х гг. , не помогли им выбраться из рецессии". А Моисеев убежден, что для реального оздоровления своей экономики Япония нуждается не столько в назначенных сверху "точках роста", а в реструктуризации банковского сектора, перегруженного "плохими" кредитами".



Источник: Ведомости