21.05.2004


Финансовая стимуляция. Производителя лекарств оштрафовали за подарки и подношения врачам



Фармацевтическая компания Pfizer на днях призналась в том, что, продвигая на рынок один из своих препаратов, финансово стимулировала врачей, выписывающих рецепты. За нарушения Pfizer согласилась выплатить более $400 млн. В России подобных скандалов пока не было, хотя медпредставители работают с нашими врачами очень активно и эксперты признают, что "понемногу грешат" практически все крупные фармкомпании.

Средство от любых болезней

Препарат "Неуротин" компании Pfizer был разработан как лекарство от эпилепсии. Но американские врачи в 90% случаев выписывали его для лечения совершенно других недугов, от мигрени до болей любого происхождения. В лечении этих заболеваний препарат не помогал, но американская система предоставления медицинской помощи неимущим Medicaid в результате усилий компании потратила на "Неуротин" около $430 млн. Продвигая лекарство, медицинские представители Pfizer поощряли врачей, награждая их походами в рестораны, поездками на Олимпийские игры и в Диснейленд. "Неуротин" только в прошлом году принес компании $2,7 млрд.

Нарушения в продвижении препаратов уже признали AstraZeneca Plc и Tap Pharmaceuticals Inc., которые в сумме согласились заплатить более $1,2 млрд. Сейчас, например, аналогичные расследования проводятся в отношении компаний Bristol-Myers Squibb, Eli Lilly, Schering-Plough Corp. и Barr Laboratories Inc.

В России подобных прецедентов пока не было. Впрочем, стребовать с компаний штраф у нас и некому: наиболее активно на российском рынке продвигаются дорогие импортные препараты, которые не входят в список льготных лекарств и не оплачиваются государством.

Медпредставителями в последние годы обзавелись практически все работающие в России фармкомпании, как иностранные, так и отечественные. 90% этих сотрудников имеют медицинское образование и легко находят общий язык с участковыми врачами или фармацевтами. К рекламным роликам медики в основном относятся с большим недоверием, а личная беседа о препарате с коллегой дает очень ощутимый эффект. По данным компании "Акрихин", медпредставители начинают приносить доход уже через месяц после того, как приступают к работе, а объемы продаж продвигаемых препаратов благодаря им увеличиваются в среднем на 10%.

Телевизор в подарок

Владельцы фармкомпаний давно поняли, что работа с врачами - гораздо более дешевый способ раскрутить препарат, чем прямая реклама. Специальное обучение одного медпредставителя стоит около $500. В дальнейшем примерно столько же ему приходится ежемесячно платить в качестве зарплаты, плюс еще $20-50 в месяц тратится на изготовление информационных материалов и прочие организационные расходы. 10-20 медпредставителей средней фармкомпании будет вполне достаточно. Для сравнения: активная прямая реклама обойдется как минимум в $5-10 млн в год.

В России медпредставители обычно посещают от 4 до 15 медиков в день. Чаще всего заглядывают к кардиологам - именно в этой области медицины насчитывается больше всего инновационных разработок. Если представитель компании считает сотрудничество с определенным врачом перспективным, то в течение шести недель он должен посетить этого специалиста три раза. Если нет - крест на отношениях ставится уже после первого визита. В качестве стимула допускаются частичное или полное спонсирование обучающих семинаров и вывоз российских врачей на зарубежные симпозиумы. По поводу других видов вознаграждения мнения расходятся. Николай Демидов, исполнительный директор ЦМИ "Фармэксперт", считает, что у каждой компании своя система. По мнению Олега Фельдмана, генерального директора маркетинговой компании "КОМКОН-Фарма", все производители "понемногу грешат" и так или иначе финансово стимулируют врачей. Российское законодательство такие вещи не регулирует, да и рамки дозволенного и недозволенного здесь определить довольно сложно.

Отечественные производители уверяют, что финансово влиять на врачей могут только иностранцы. "Фирмы платят до $2 за каждый рецепт на свой препарат да еще предлагают процент от увеличения продаж в зоне обслуживания", - сказал "Известиям" руководитель одной из российских компаний. При этом он сильно сожалел о том, что у него самого нет средств на всевозможные бонусы и подарки участковым и аптекам. Громких скандалов по поводу работы медпредставителей у нас не было. Только индийскую компанию Doctor Reddi's удалось несколько лет назад схватить за руку. Тогда в прессу попали рекламные листовки, в которых компания обещала, что врач, выписавший больным не менее 40 упаковок препарата "Экзифин" для лечения грибковых заболеваний, получит электрочайник, выписавший 80 упаковок - радиотелефон, 120 упаковок - телевизор диагональю 37 см.

Известия