21.05.2004

Торговцы прессой обещают оставить столицу без газет, если их выгонят из метро



Татьяна Романова
Елена Виноградова
Алексей Никольский

         Московские издатели и распространители печатной продукции в панике. По их оценкам, решение городских властей убрать из московского метро все киоски с периодикой уменьшит розничную сеть по продаже периодики почти наполовину.

        Межведомственная антитеррористическая комиссия в апреле приняла решение запретить с 1 июня розничную торговлю в московском метрополитене и в 25-метровой зоне вокруг его станций и сооружений. Ефим Рыбалов, заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг, говорил "Ведомостям", что взамен в метрополитене могут быть установлены торговые автоматы. Сейчас московские чиновники готовят постановление правительства о запрещении торговли.

        Союз издателей и распространителей печатной продукции (СИРПП) , объединяющий более 250 компаний, проводит сегодня пресс-конференцию, на которой собирается заявить о негативном отношении к запрещению торговли в метро.

        По мнению участников рынка, если это решение будет реализовано, оно окажется катастрофой для издателей. По данным отраслевого союза, в Москве закроются от 1500 до 2000 торговых точек, при том что общее их количество в столице около 5000. У разных изданий на продажи в метро приходится от 15% до 70% тиража. "МК" в случае запрета торговли в метро может потерять около 50% тиража", - говорит менеджер крупной компании по распространению прессы. Алина Архангельская, исполнительный директор Национальной ассоциации издателей (НАИ) , считает, что под угрозой рабочие места множества людей. Автоматы не смогут заменить лотки и киоски, считает гендиректор СИРПП Ольга Никулина. Сейчас в Москве через розничную сеть распространяется 1200 - 1500 наименований газет и журналов. Если на лотке может продаваться 250 наименований, а в киоске - около 600, то в автомате - не более семи.

        По данным отраслевого союза, 18 мая руководители крупных распространительских предприятий на экстренном совещании решили потребовать отставки руководителя Департамента потребительского рынка и услуг правительства Москвы Владимира Малышкова, а также прекратить в столице продажу газет и журналов на один день, 1 июня (эту информацию на условиях анонимности подтвердили "Ведомостям" три участника совещания). Однако вчера гендиректор СИРПП Ольга Никулина отметила, что компании готовы отказаться от своих требований, если городские власти предложат компромисс. "Мы ожидаем на пресс-конференции Владимира Малышкова. Если распространителей и издателей удовлетворит реакция городских властей, то акции не потребуется", - говорит Никулина.

        Издатели, впрочем, не демонстрируют солидарности с распространителями. Леонид Макарон, президент Гильдии издателей периодической печати (ГИПП) , сказал "Ведомостям", что ведущие издатели Москвы отказались участвовать в акции "День без прессы". Макарон считает, что решение антитеррористической комиссии в целом оправдано "ситуацией в мире". Однако, по его мнению, реформа торговли периодикой должна быть "плавной". ГИПП на днях направил письмо мэру столицы Юрию Лужкову с просьбой отсрочить ликвидацию торговли прессой в метро до 1 сентября 2004 г. , сказал Макарон. За это время, полагает он, распространители успели бы поставить в метро "безопасные" киоски и торговые автоматы.

        "Реакция Юрия Михайловича [на письмо] была очень положительной, он хотел бы, чтобы было найдено компромиссное решение", - говорит пресс-секретарь мэра Сергей Цой. Однако он подчеркнул, что на полной ликвидации торговли в метро, по требованиям безопасности, настаивают правоохранительные органы.

        Однако сотрудник ГУВД столицы, знакомый с вопросом, заявил "Ведомостям", что решение о торговле в метро антитеррористическая комиссия принимала коллегиально: "Нельзя говорить, что это решение было инициативой МВД".



Источник: Ведомости