24.05.2004

До Мосгордумы дошло cодержание рекламы



Московская городская дума только спустя восемь лет после принятия закона, регулирующего наружную рекламу в Москве, смогла разобраться с тем, как трактовать понятие "содержание" рекламы. Депутаты закрепили в законе положение, которое больше не позволит чиновникам вмешиваться в тексты и изображение рекламы. В их обязанности отныне входит исключительно контроль за техническим состоянием рекламных конструкций.

Депутаты Мосгордумы в минувшую среду устранили противоречия в законе, которые затрагивали столичных операторов наружной рекламы. В первом чтении законотворцы внесли изменения в закон 1996 года «Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства города», который устанавливал ответственность за нарушение правил по содержанию наружной рекламы, и в закон «О штрафных санкциях за правонарушения в сфере благоустройства города».

Мосгордуме пришлось отредактировать закон из-за решения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда, которое вступило в силу в марте этого года. Как рассказал ГАЗЕТЕ председатель комитета по наружной рекламе Ассоциации коммуникационных агентств России Владимир Пантюхин, в московском законе долгие годы имелась терминологическая неточность: слово "содержание" прочитывалось двояко. С одной стороны под "содержанием" можно было понимать смысл рекламного сообщения, а с другой - техническую поддержку рекламных конструкций. Слово «содержание» было истолковано судом как текст рекламы или ее изображение. Заметим, что в соответствии с федеральным законодательством о рекламе городские власти не имеют права вмешиваться в смысл рекламы, а обязаны следить лишь за техническим состоянием конструкций.

Теперь операторы рынка наружной рекламы могут быть оштрафованы за то, что нарушили правила установки, содержания, размещения и эксплуатации рекламных конструкций. Физических лиц будут штрафовать на 5-30 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), то есть на сумму от 500 до 3000 рублей, а юридических - на 10-100 МРОТ (от 1 до 10 тысяч рублей).

По мнению Пантюхина, с принятием этой поправки московские власти уже не смогут попытаться оценить, например, этичность или неэтичность той или иной рекламы. Уже не сможет повториться нашумевшая история с запретом постеров журнала "Финанс" комитетом рекламы столичного правительства. Комитет счел непристойным изображение доллара и евро с намеком на половой акт и рекламным слоганом: "Так делаются деньги".

"Как и положено по закону, за этим будет следить нынешняя Федеральная антимонопольная служба - правопреемница министерства по антимонопольной политике", - говорит он. Генеральный директор Ассоциации рекламодателей Вадим Желнин также воспринял изменения в московском законе с оптимизмом. "Дух закона о рекламе, его глубинный принцип о единстве экономического пространства состоит в том, чтобы местные власти не могли влиять на смысл рекламных сообщений, однако такие попытки происходили постоянно, - говорит он. - А в 1997 году даже было разбирательство в Конституционном суде по этому поводу".

Впрочем, эти изменения затронут отнюдь не всех участников рекламного рынка. Например, по словам менеджера по планированию и покупке наружной рекламы агентства "A-Door" Владимира Тихонова, к работе его агентства поправки не будут иметь никакого отношения, так как оно занимается только размещением рекламы, а не владеет рекламными конструкциями. "Вопросы креатива мы и ранее согласовывали со своими клиентами, а содержать щиты в нашу работу не входит", - говорит он.

По мнению же Андрея Березкина, руководителя агентства "Эспар Аналитик", занимающегося исследованием рынка наружной рекламы, депутаты попросту устранили "очевидную нелепицу, которая ранее содержалась в законе".

Газета