25.05.2004

Что-то в горле пересохло… Пивные реки текут в сторону от областного бюджета



Евгений Писарев,
Тамбовская область



Если в советские времена в провинции существовало два сорта пива: «пиво» и «пива нет», то ныне сортов и марок – не счесть. Пивная отрасль оказалась одной из самых развитых и внешне вроде бы благополучных. Однако и в ней кому-то достается полная кружка, а кому-то – лишь хлопья пены.

Администрация Тамбовской области тоже озаботилась пивной проблемой – исключительно с экономической стороны. Размышления над кружкой пива повергли тамбовских чиновников, озабоченных состоянием бюджета, в уныние. Но не в отчаяние...

Ежегодно реализация этого напитка на Тамбовщине вырастает на 15-20 процентов. В 2002 году в области было продано 3,3 миллиона декалитров пива, в 2003 году – 4,2 миллиона, а за первый «несезонный» квартал нынешнего года – 702 тысячи декалитров. Вместе с этим потребление местных сортов снижается и составляет всего 11-14 процентов от общего объема реализации. В регионе пиво производят три предприятия, и они могли бы увеличить объемы втрое, если бы тамбовчане отдавали предпочтение местным сортам. Однако «умные и красивые» предпочитают раскрученные рекламой сорта. Не помогает тамбовским пивоварам ни цена товара, которая раза в два ниже, чем у именитых конкурентов, ни взывание к местному патриотизму.

О том, как увеличить потребительский спрос на местное пиво, как продвигать его к прилавку, тамбовские чиновники во главе с вице-губернатором Петром Черноивановым и совещались с руководителями пивоваренных предприятий и оптовых складов. Озабоченность властей понятна: наращивание объемов производства на местных пивных заводах даст ощутимый рост налоговых поступлений, освежит бюджет. Разумеется, при условии реализации, что уже зависит от местных оптовиков.

Совещание в администрации в какой-то степени напоминало рекламную кампанию. К ней подключились и специалисты областной Госторгинспекции, поддержавшие кампанию «результатами лабораторных исследований», согласно которым местные сорта пива по качеству не хуже известных марок, а по полезности даже выше. Вполне в духе обычной рекламы, в которой в качестве, например, доказательства чудодейственности средства от облысения или излишней волосатости приводится очень авторитетное мнение специалиста.

Обсуждались на совещании также проблемы технического перевооружения пивоваренных заводов, ценовой политики, маркетинга. На нем даже приняли специальное постановление, согласно которому доля продаж местных сортов пива в перспективе должна быть доведена до 50 процентов. Ведь даже удвоение тамбовского «пивного ВВП» даст бюджету дополнительно 20 миллионов рублей.

Как область будет выполнять принятые обязательства, вице-губернатор П. Черноиванов знает, но не всем скажет. А методы административного нажима на оптовиков очевидны. Например, можно поставить их перед выбором: на документы, связанные с закупкой и торговлей тамбовскими сортами, мы будем смотреть снисходительно, а на питерские или липецкие сорта – очень внимательно. Как на вражеские вылазки экономических диверсантов. И намекнуть оптовикам, что при пристрастном взгляде в их деятельности всегда можно отыскать «определенные проблемы», детальная проработка которых может просто угробить все предприятие.

Существуют и другие административные рычаги пополнения местного бюджета за счет пивной отрасли. Самый же главный из них – дефицит – похоже, потерян навсегда. Но это обстоятельство радует лишь любителей формально безалкогольного напитка.

RG.RU