25.05.2004


Продажи Vodafone растут. Но акционеры корпорации все равно беспокоятся



Дэвид Прингл

         Vodafone Group во вторник объявляет итоги своего финансового года, завершившегося 31 марта. Хотя продажи корпорации, как ожидается, существенно вырастут по сравнению с прошлым годом, аналитики высказывают сомнение в правильности ее глобальной стратегии.

        Продажи Vodafone за год выросли на 10% до 33,4 млрд фунтов стерлингов ($56,8 млрд). По различным оценкам, заметно улучшилась и ситуация с нормой прибыли корпорации. Аналитики из Goldman Sachs говорят, что год принес Vodafone чистый убыток в размере 9 млрд фунтов стерлингов - в результате масштабных приобретений компании пришлось списать активы на сумму 13 млрд фунтов стерлингов. За последние пять лет Vodafone потратила порядка $270 млрд - в основном в виде акций - на построение транснациональной телекоммуникационной империи, охватывающей 26 стран. Сегодня корпорации полностью принадлежат сотовые сети в 16 странах, еще в 10 государствах она владеет пакетами акций компаний - операторов связи. Однако многие инвесторы сомневаются, что столь широкий охват дает Vodafone преимущество над менее крупными конкурентами, которые сейчас также наращивают объемы продаж.

        Данная проблема приобретает особую актуальность, если учесть, что руководство Vodafone планирует и дальше расширять бизнес путем приобретений. Многие акционеры корпорации сильно встревожились, когда в феврале Vodafone сделала заявку на покупку американской AT&T Wireless Services, предложив за сделку $38 млрд. В данном тендере Vodafone проиграла, однако Арун Сарин, генеральный директор корпорации, дал понять, что планирует получить контроль над сотовыми сетями во Франции и других странах Западной Европы.

        Индекс Dow Jones European telecommunications в нынешнем году вырос на 3% , а акции Vodafone за это время подешевели на 2%. По мнению Ральфа Брук-Фокса, менеджера инвестиционной компании Britannic Asset Management, это объясняется сомнением участников рынка в стратегии телекоммуникационного гиганта. "Vodafone следует более убедительно показать, что помимо международного масштаба у нее есть преимущество в области предлагаемых продуктов", - говорит Брук-Фокс. Britannic владеет 200 млн акций Vodafone.

        Сарин утверждает, что такое преимущество у его компании уже есть, и указывает в качестве примера на пакет услуг Vodafone Live, включающий наборы онлайновых игр, службу обмена мультимедийными файлами, почту и т. п. Пользуясь масштабами своего бизнеса, Vodafone, у которой уже насчитывается более 106 млн абонентов, может позволить себе предлагать клиентам Vodafone Live изготовление индивидуальных заказных моделей телефонов, персонализированную доставку изображений, анимационных клипов и другой цифровой продукции. (WSJ, 24. 05. 2004, Александр Сафин)



Источник: Ведомости