26.05.2004

Российские туристы расплачиваются за подорожавшее черное золото



Беспрецедентно подскочившие цены на нефть могут ударить по карману российских путешественников. Топливо для самолетов теперь обходится авиакомпаниям дороже, а разница приплюсовывается к стоимости турпакетов. Пока туроператоры делают все возможное, чтобы удержать цены на прежнем уровне, иногда даже поступаясь собственной прибылью. Но аналитики прогнозируют, что к наступлению высокого сезона цены на массовых направлениях поднимутся в среднем на 10%.

Официально на подорожание топлива пока отреагировали только западные авиакомпании. Например, British Airways установила наценку почти в $9 за билет в оба конца. Австралийская Qantas повысила стоимость кресла на $4-10, в зависимости от рейса. У новозеландской Air New Zealand наценка составляет до $16. На 3-6% увеличила тарифы испанская Air Europa. На 3% повысила цены на билеты Swiss Air Lines. Air France и Raynair объявили об увеличении стоимости билетов на 3-5 евро. Европейский туррынок среагировал на это мгновенно. Например, турпакеты у испанских операторов уже подорожали примерно на 8-10 евро.

Подорожание иностранной перевозки на нашем туррынке практически не отражается. "В массовых программах самолеты западных авиакомпаний не используются. Билеты на их рейсы заказывают обычно индивидуалы, которые привыкли к определенному уровню сервиса. Но это люди состоятельные, на отдых всей семьей они могут потратить $10-20 тыс. за одну поездку, так что наценку в десяток-другой долларов они просто не заметят", - объясняет Светлана Горенко, менеджер компании "В путь!".

Российским авиаперевозчикам также приходится покупать топливо по общемировым ценам, которые постоянно растут. По словам Оксаны Лесненко, начальника чартерного отдела компании "Турэнергосервис", за май авиационный керосин в Турции подорожал в среднем на $50 за тонну, на Кипре - на $31, в Тунисе - на $39 за тонну. Увеличение стоимости перевозки уже привело к росту цен на турпакеты на российском рынке. Правда, пока он очень незначителен: например, поездка в Египет, где топливо с начала мая подорожало на 25%, теперь обходится дороже в среднем на $6. Но эксперты полагают, что дело этим не ограничится. По данным информационной службы "БАНКО", многие компании летом поднимут цены на самых популярных массовых направлениях. Например, как минимум на 10% могут подорожать поездки в Болгарию и на Канары.

По мнению Галины Михеевой, менеджера компании "Грин-тур+", стоимость авиаперелетов сказывается на общей цене турпакета в любом случае. Операторы могут только постараться избежать резкого увеличения стоимости поездок. Сейчас они предпринимают к этому немало усилий. "На недорогих массовых направлениях конкуренция очень высока, и в борьбе за клиента приходится учитывать каждый доллар в прайс-листе. Наценка даже в $10-20 может отпугнуть потенциального путешественника. Сейчас мы стараемся как-то компенсировать рост стоимости авиационного топлива. Иногда цены можно сгладить за счет снижения тарифов на гостиничное размещение. Если сделать это не удается, приходится "делиться" собственной прибылью", - говорит Анна Очкова, коммерческий директор компании "Конгресс-тур".

В этом сезоне, даже без учета последнего удорожания перевозки, цены на поездки на массовых направлениях выросли в среднем на 15-20%. На пике сезона - к августу - они традиционно подорожают еще где-то на 15%. Эксперты полагают, что это уже близко к пределу платежеспособного покупательского спроса. Поэтому операторы должны бороться за то, чтобы тарифы авиакомпаний не смогли поднять стоимость пакетов еще более чем на 10%. Насколько это удастся - пока сказать сложно. Дело в том, что на стоимость билетов в этом сезоне может повлиять не только цена топлива.

На этой неделе "Аэфролот" подписал соглашение о вступлении в международный авиационный альянс SkyTeam, в который входят Air France, Delta Air Lines, AeroMexico, Alitalia, Czech Airlines и Korean Air. В "Аэрофлоте" уверяют, что увеличения цен не произойдет. Однако российскому национальному перевозчику все же придется скорректировать цены на свои билеты с тарифами иностранных партнеров. Стоимость кресла на международных маршрутах может увеличиться на $20-30. Эксперты не исключают, что вслед за лидером поднимут цены до европейского уровня и другие авиаперевозчики России.

Известия