26.05.2004


Британский таран. Для захвата Европы Wal-Mart воспользуется английской сетью Asda



Кирилл Корюкин

         Американская торговая сеть Wal-Mart собирается начать мощную экспансию на рынке Европы и в будущем открыть свои магазины во всех ее странах. Планы Wal-Mart по поводу России по-прежнему неясны.

        Как сообщил на этой неделе генеральный директор Wal-Mart Ли Скотт, кроме строительства собственных магазинов компания планирует сделать значительные приобретения в Европе. Скотт сообщил, что при продвижении на европейский рынок компания собирается активно использовать британскую сеть супермаркетов Asda, которую она приобрела в прошлом году за 10 млрд евро.

        Wal-Mart Stores занимает среди мировых розничных компаний первое место по объему выручки - в прошлом году она составила $256,3 млрд. Капитализация компании на 25 мая составила $237 млрд. Wal-Mart торгует почти всем спектром потребительских товаров и владеет более чем 4800 магазинами.

        Скотт отказался назвать страны, в которых Wal-Mart собирается открыть свои магазины, или компании, которые американский гигант собирается поглотить. Он сказал лишь, что не может назвать "ни одну страну", в которую сеть не хотела бы прийти в долгосрочной перспективе. "Потенциально любая сделка в одной из европейских стран выгодна, - подчеркнул он. - Основой нашего роста по всему миру станет сочетание стратегических приобретений и новых проектов. Мы можем открыть супермаркеты Asda в разных странах".

        Этой весной представители Wal-Mart вели переговоры и с московским правительством, но пока никаких заявлений по поводу возможного открытия магазинов сети в России не последовало. Так же ничем в 2002 г. закончились переговоры с администрацией Московской области. В прошлом году президент Американской торговой палаты в России Эндрю Сомерс сообщил, что "выход Wal-Mart на российский рынок может состояться весной 2004 г. ", но сама Wal-Mart тогда отказалась комментировать это заявление.

        Тем не менее, по мнению аналитиков, заявление Скотта свидетельствует об изменении в стратегии Wal-Mart - ранее ее обвиняли в том, что она недооценивает возможности расширения в других странах. До сих пор экспансия Wal-Mart в Европе ограничивалась покупкой Asda и двух германских сетей в 1997 г. Последние до сих пор не принесли дохода. Скотт сообщил о намечающемся прорыве в Европу в Брюсселе, где он встречался с несколькими влиятельными членами Еврокомиссии, в том числе с Марио Монти, отвечающим за антимонопольную политику, и Дэвидом Бирном, который ведает потребительским рынком. По словам Скотта, его целью было "очаровать" европейцев. Эта задача сейчас крайне важна для Wal-Mart - в США сеть в последнее время подвергается критике. Ее часто обвиняют в том, что, строя свои гипермаркеты, компания вредит окружающей среде. Например, недавно Wal-Mart не удалось открыть очередной магазин в Калифорнии из-за протестов местных жителей. (Использованы материалы FT, 25. 05. 04. )



Источник: Ведомости