27.05.2004

Для связи нет преград. Московские сети спешат в Сибирь



Антон Сарайкин

         Динамичный рост количества сотовых абонентов в Сибири подстегивает спрос на мобильные телефоны. Если московские продовольственные сети пока осторожны в планах покорения сибирского рынка, то федеральные торговцы средствами связи активно осваивают регион. Но и местные компании не сидят сложа руки и пытаются не отдать рынок москвичам.

        По оценкам "ТелеСОТА", в Новосибирске расположено около 70 салонов сотовой связи и почти 300 киосков и отделов в магазинах. При этом 50% новосибирского рынка, по оценкам "Евросети", - это так называемые серые продажи. По оценкам Рынка "Солнечный", годовой объем продаж в городе составляет около 1,5 млрд руб. , или 450 000 - 500 000 трубок.

        До конца прошлого года Новосибирск был практически не освоен федеральными сетями салонов сотовой связи. Потребительский бум на мобильники в регионах заставило столичные компании поторопиться с приходом в Сибирь.

        Российская компания "Евросеть" открыла свой первый салон в городе в конце прошлого года. Сейчас в Новосибирске у нее три фирменных магазина и еще пять в соседних регионах. По словам менеджера по рекламе новосибирской "Евросети" Анастасии Малетиной, к началу 2005 г. компания намерена довести количество салонов в Сибири до 70, в Новосибирске планируется создать к декабрю сеть из более десятка магазинов. "Столичный рынок близок к насыщению, всплески продаж бывают редко. В регионах этот бизнес более эффективен, в нем есть ресурс для интенсивного развития", - объясняет Малетина. По данным исследовательской компании iKS-Consulting, на конец апреля 2004 г. уровень проникновения сотовой связи в Новосибирске вырос до 33% , мобильной связью пользовались 877 500 абонентов.

        "Конкуренция в Новосибирске и без того жесткая, а с приходом москвичей ужесточится еще больше", - полагает директор новосибирской сети салонов "Мобильный мир" Станислав Рапопорт. Сейчас "Мобильный мир" располагает в городе 27 салонами и до конца года намерен открыть в Сибири еще до 10 магазинов. Рапопорт прогнозирует устойчивый рост регионального рынка на уровне 20% в год, катализатором которого является активность производителей по обновлению линеек телефонов.

        Другая крупная местная сеть - "ТелеСОТА" располагает в Новосибирской области 28 салонами, в целом по Сибири сеть насчитывает 77 точек. Директор по маркетингу "ТелеСОТА" Игорь Сизиков говорит о планах компании увеличить к концу года количество салонов в области до 40, а в целом в Сибири до 120. Он также отмечает высокую конкуренцию в регионе, поэтому особого ужесточения конкуренции с приходом москвичей не произошло. "Тем более что московские сети до сих пор так и не развернулись в полную силу", - говорит Сизиков.

        Еще один крупный местный игрок компания Рынок "Солнечный", имеющая две площадки в Новосибирске. Это одни из самых популярных мест по продаже сотовых телефонов в городе. До конца года компания планирует открыть рынки в соседних регионах.

        Столичная компания DIXIS в прошлом году закрыла свой франчайзинговый салон в Новосибирске и объявила о планах построить в 2004 г. сеть из десятка собственных салонов в Новосибирске. DIXIS планировал открыть в городе весной свое представительство, включая сервисный и мелкооптовый склад. Однако теперь, по словам пресс-секретаря компании Кирилла Лубнина, DIXIS отложил свои планы в связи с ребрэндингом сети. "Сейчас мы предполагаем два возможных варианта присутствия в этом городе: либо открытие собственного филиала, либо поиск местного партнера-франчайзи", - говорит он. Лубнин обещает, что первый салон появится до конца года.

        О своем желании открыть салон в городе говорит и московская сеть "Максус" (торговая марка "Связной"). По словам PR-менеджера сети Анны Свердловой, первый "Связной" должен появиться также до конца 2004 г.

        Впрочем, далеко не все федеральные сети торопятся покорять Новосибирск, предпочитая менее освоенные соседние регионы. Так, компания "Техмаркет", развивающая свою сеть в Томске и Красноярске, в Новосибирск пока принципиально не идет. "Потенциал рынка в Новосибирске ниже, чем в ряде других городов. Поэтому для компании выгодней открывать салоны в других городах, где динамика развития сотовой связи выше и потенциал рынка больше", - говорит Оксана Хрусталь, PR-менеджер компании "Техмаркет".



Источник: Ведомости