31.05.2004

Пингвины победили мозг



В Москве прошла очередная «Ночь пожирателей рекламы». Из умного и популярного шоу «Ночь» превратилась в фестиваль фрагментарного сознания.

Черный, очень маленький и симпатичный автомобиль стоит под деревом. На него пикирует голубь. Когда он подлетает к автомобилю, неожиданно открывается капот, который отфутболивает уже мертвого голубя далеко на проезжую часть. Капот медленно закрывается. SportKa. Злой двойник FordKa.



На «Ночи пожирателей рекламы» в этом году было подозрительно мало народу, несмотря на заверения организаторов, что все билеты были проданы еще за неделю до представления. Может быть, дело в том, что продвинутая московская публика уже выяснила, что при эргономике Московского дома музыки провести там всю ночь невозможно. Может быть, билеты были слишком уж дешевы: от пятисот до полутора тысяч рублей за «элитную» вечеринку по московским меркам неприлично дешево, серьезные люди на такие мероприятия не ходят. Может быть, рекламные агентства перестали посылать сотрудников низшего и среднего звена на это загадочное шоу? Может быть, реклама вышла из моды?

Проходящий в одиннадцатый раз смотр – не фестиваль и не смотр лучших достижений. Просто есть такой человек, Жан-Мари Бурсико, а у него – самая большая в мире коллекция рекламных роликов всех времен и народов. Каждый год он составляет новую программу, в которую входят и современные, и старые, и старинные ролики, и суперпродвинутые, и смешные, и невероятно тупые.

Из роликов складывается картина мира, каждый раз разная. Впрочем, в последние годы «Ночь рекламоядных» (дословный перевод La Nuit des publivores) все больше скатывается в сторону фестиваля. Даже специальный приз учредили: каждый год все зрители «Ночи», которая проходит в нескольких сотнях городов, голосуют и выбирают лучший ролик, который в следующем году показывают в самом начале шоу. В прошлом году победили пингвины.



Мультипликация. На льдине пингвин и три маленьких пингвиненка. Мелкие ужасно противно орут. Пингвин выслушивает это с каменным клювом, а потом скидывает одного из птенцов со льдины. Тот камнем идет ко дну, за ним ныряет акула. Дети в ужасе умолкают, потом начинают орать еще громче.

Титр: 78% родителей страдают от стресса.

Магазин презервативов такой-то.




Русской рекламы в этом году было мало. Россия перестала быть варварской страной, показывать ее как «шокирующую Азию» больше не имеет смысла. Фиксация на сексе и нецензурщине, ставшая визитной карточкой московской школы рекламы («Евросеть – цены просто о…еть» и «Сосу за копейки» – ее яркие, но далеко не единственные примеры), – уже не искусство и даже не ремесло. В конце концов, даже в маленьком провинциальном Израиле («Занимайтесь любовью, а не террором») сальности делают интереснее и оригинальнее. Ролик «Шеви-Нивы», в которой дорожная разметка прокладывается в бескрайних лесах и полях, мог бы с тем же успехом быть снят для любого внедорожника в любой стране. Спасибо, по крайней мере, что совсем не вычеркнули. В конце концов, время, когда «рекламщик» был реально популярной профессией, и дети мечтали день и ночь снимать про прокладки, должно было пройти, а герои 90-х – креативщики сильно изменились, они опять очень молоды, но уже гораздо менее гламурны и богаты.

В прошлые годы Бурсико упрекали, что он в рамках шоу устраивает слишком длинные тематические программы, посвященные одной и той же теме. Теперь этого нет: все показывают вразнобой. Красивейшая попытка показать искусство рекламы, которое по определению фрагментарно, расколото и оперирует очень маленьким количеством коротеньких квазимыслей, провалилась. Да здравствует расчлененное клиповое сознание.



Английские футбольные болельщики разных команд собираются... Надевают майки с номерами, розеты, кладут в карманы ножи для резки бумаги, один заворачивает в газету молоток с острым гвоздодером. Они едут в автобусе, по дороге заезжают на стройку, запасаются кирпичами. Приезжают на другую стройку, выстраиваются друг напротив друга. Страшное напряжение, сейчас прольется кровь.

И начинают работать на стройке... Титр: Уимблдон: мы строим новый стадион для болельщиков.




В пустыне проходят испытания реактивного суперавтомобиля. Он несется с огромной скоростью, останавливается при помощи парашюта, вздымая клубы пыли. Камера отъезжает в сторону: рядом стоит «пятерка» BMW с приделанной к двери видеокамерой.

Титр: BMW: самый быстрый автомобиль в мире.




Мальчик лет десяти идет в метро, камера все время показывает его спину. Старушка уступает малышу место. Он выходит на улицу: полицейский преклоняет перед ним колени. Мотоциклисты становятся по стойке смирно, прижимая шлемы к груди. Герой покупает сосиску – продавщица ловит его руку и целует. Мальчик оборачивается: на майке у него написано «I Am Bl@ck_67 Warrior».

Титр: Интернет. Компьютерные игры. «Wanadoo studios».

Газета.RU