31.05.2004

Камчатка снова становится закрытой зоной



В этом сезоне иностранным туристам, платящим огромные деньги и годами стоящим в очереди, чтобы попасть на Камчатку, вряд ли удастся увидеть Долину гейзеров. Не попасть туда и россиянам. Дело в том, что компания "Кречет", которой принадлежат вертолеты, обслуживающие туристов, а также аэропорт и средства размещения, лишена свидетельства эксплуатанта. Летний сезон на Камчатке может быть сорван. Московские туроператоры об этом пока даже не подозревают.

За возможность увидеть камчатскую Долину гейзеров, вулканы и природные парки иностранные туристы готовы платить любые деньги. И платят: стоимость поездки из-за обилия перелетов начинается от $10 тыс. Экстремальные туры (сплавы по рекам, охота, рыбалка, восхождение или катание на горных лыжах) обходятся на 20-30% дороже. Одна экскурсия в Долину гейзеров на несколько часов стоит в этом сезоне $350 с человека. За аренду вертолета Ми-8 приходится платить $1,5 тыс. в час. Но сезон на Камчатке короток: только июль и август, а мест в гостиницах и на турбазах мало. Поэтому туристам иногда приходится ждать очереди годами.

В прошлом году, по данным Российского союза туриндустрии (РСТ), на Камчатку прилетело более 30 тыс. туристов, из них свыше 10 тыс. иностранцев. За несколько лет поток в этот регион увеличился почти на 50%. В этом сезоне операторы ожидали еще большего наплыва туристов, в том числе и отечественных. "Билеты на рейсы "Трансаэро" подешевели примерно на 20%. Раньше перелет обходился как минимум в 20 тыс. рублей, а теперь до Камчатки можно добраться за 16 тыс. С этого момента интерес к этим поездкам возрос", - говорит Александр Маклецов, менеджер по приключенческому туризму московской компании "Астравел".

Тем не менее, по словам Тамары Тутушкиной, начальника Управления внешнеэкономических связей и туризма администрации Камчатской области, туристический сезон под угрозой срыва. Добираться на туристические маршруты на Камчатке можно только на вертолете, а малая авиация с недавних пор стала основной проблемой региона.

Прошлым летом на Камчатке работало 5 авиакомпаний: "Халактырка", "Кречет", "Ксудач", "Камчатские Витязи" и "Камчатские авиалинии". Но после того, как 20 августа 2003 года губернатор Сахалина разбился на вертолете Ми-8, принадлежавшем "Халактырке", четыре из них были закрыты. Свидетельство эксплуатанта осталось только у "Камчатских авиалиний". Но эта компания специально туристами никогда не занималась: у нее есть заказчик на грузоперевозки, завоз-вывоз производственных бригад, обслуживание МЧС и поисково-спасательных работ.

По словам Тутушкиной, перевозку туристов теперь придется осуществлять через аэропорт города Елизово, являющийся базовым для "Камчатских авиалиний". Этот аэропорт для обслуживания большого количества туристов не предназначен - в нем нет ни зала ожидания, ни стоянки для автобусов, ни даже туалетов. Кроме того, этот аэропорт обслуживает рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Владивосток и другие города России, поэтому перевозка туристов силами малой авиации здесь будет крайне затруднена.

На Камчатке есть еще один аэропорт, оборудованный для туристов, - "Излучина". Но он находится в собственности лишенной права летать авиакомпании "Кречет". "По поводу восстановления летной деятельности мы обращались и в транспортную прокуратуру, и к представителю президента по Дальневосточному округу, и непосредственно в Государственную службу гражданской авиации. На все запросы нам ответили отказом", - комментирует ситуацию Лилия Коваленкова, заместитель гендиректора по туризму компании "Кречет".

С "Кречетом", по словам Маклецова, так или иначе работают все турфирмы. Тем более что эта компания владеет эксклюзивным правом на эксплуатацию маршрута "Долина гейзеров" до 2007 года на основании договора с Кроноцким государственным биосферным заповедником.

Московские операторы о проблемах своих камчатских коллег, похоже, вообще не знают. "Вроде бы они уже получили свидетельство эксплуатанта и снова летают", - заверил "Известия" Маклецов.

Известия