31.05.2004

Корпоративная практика выжженной земли



Акционеры и потенциальные инвесторы получили возможность оценить уровень корпоративного управления сразу в 140 российских компаниях. Только в одной этот уровень был оценен как высокий. Еще в 116 - как средний. В 23 этот уровень признан низким.

На следующей неделе в Москве состоится международная конференция "Корпоративное управление и экономический рост в России", которую организует Национальный совет по корпоративному управлению (НСКУ) при поддержке Всемирного банка и Организации экономического сотрудничества и развития. А накануне консорциум двух организаций "Российский институт директоров" (РИД) и "Эксперт РА" под эгидой НСКУ подготовил обзор практики корпоративного управления в России и рейтинги 140 компаний. Но, как показывают опубликованные рейтинги, вместо практики в России можно наблюдать выжженную землю корпоративного управления.

Только одна компания попала в категорию А - "компаний с высоким уровнем корпоративного управления". Это "Центртелеком" - крупнейшее подразделение холдинга "Связьинвест". Связисты вообще представляют собой единственное светлое пятно в российской корпоративной практике. Они обеспечили почти половину количества компаний в категории "чуть выше среднего (В++)". Еще четыре корпорации представляют жизненно важный для России нефтяной сектор. В их числе не был замечен "ЮКОС" - еще недавно несомненный лидер "общественного рейтинга". В России есть профессиональный рейтинг корпоративного управления, который готовят в рейтинговом агентстве Standard & Poor's. Но здесь правила игры совершенно иные: компании сами платят за рейтинговый процесс, а потом принимают решение, публиковать его или нет. В опубликованном списке S&P всего 13 компаний. Там другие лидеры, и "Центртелеком" занимает далеко не ведущие позиции (неизвестное количество корпораций получило рейтинг, но не пожелало его представить на общее обозрение). Ирина Кочетыгова, отвечающая в "S&P" за этот рейтинг и принимавшая участие в дискуссиях на начальной стадии проекта, относится к появлению "большого списка" со сдержанным оптимизмом. "Любые попытки подобного рода надо приветствовать, - говорит она, - но выбор критериев для формирования этого рейтинга остался непонятным". Другие эксперты были настроены более жестко. Главным объектом критики стала форма сбора информации - компаниям просто рассылалась анкета, на вопросы которой и предлагалось ответить представителям корпорации.
"Никакой реальной информации о положении дел в компании из такого источника вы не получите", - уверен один из аналитиков-специалистов по корпоративному управлению. "Уровень корпоративного управления оценить чрезвычайно сложно в принципе, - считает Седрик Рид, известный бизнес-эксперт и автор нескольких книг по корпоративной проблематике, - особенно если по одной шкале сравниваются корпорации из разных отраслей экономики".
"Слишком часто подобные рейтинги превращаются в инструмент формирования общественного мнения", - считает он. Но до этого уровня большинство российских корпораций просто не доросли - около половины всех рейтингов РИДу пришлось составлять на основе общедоступной информации. "Можете себе представить, как "грамотно" могли бы ответить специально обученные люди на вопросы присланной анкеты", - говорит один из опрошенных нами экспертов. Похоже, что дискуссия относительно практики управления компаниями в России только начинается.

Известия