31.05.2004

Чиновники забыли про УАЗ и не попали в совет директоров завода


Представители государства, которому принадлежит 13,19% акций Ульяновского автозавода, впервые не вошли в совет директоров компании. Чиновники не успели вовремя выдвинуть кандидата и в отместку заблокировали одобрение сделки по предоставлению “Северсталь-Авто” кредита УАЗу на сумму до 750 млн руб.


В 2003 г. УАЗ продал 78 538 автомобилей. Выручка предприятия составила 11 млрд руб., чистая прибыль – 580 млн руб. 66,07% акций УАЗа принадлежит холдингу “Северсталь-Авто”.

В минувшую пятницу состоялось годовое собрание акционеров УАЗа. Как и раньше, шесть из девяти мест в совете директоров автозавода заняли представители УАЗа и “Северсталь-Авто”. Еще два места сохранили за собой представители юридического бюро “Центурион”. Но на сей раз в совете не оказалось представителей государства. В пресс-службе упраздняемого Минимущества не смогли объяснить причины произошедшего. Но другой сотрудник министерства говорит, что в ходе ликвидации чиновники не успели подготовить все необходимые документы. Он затруднился сказать, потребует ли его ведомство созыва внеочередного собрания акционеров автозавода, чтобы исправить ошибку.

Сотрудник “Северсталь-Авто” подтвердил “Ведомостям”, что государство лишилось своего представителя в совете директоров УАЗа исключительно по оплошности чиновников. “Они почтой направили заявку с фамилией своего кандидата позже установленного срока, — рассказывает собеседник „Ведомостей“. — А к нам она пришла после того, как совет директоров утвердил повестку дня собрания и кандидатов в новый состав совета. Если бы мы включили кандидата от государства, то другие акционеры могли бы подать на нас в суд”.

Как рассказал “Ведомостям” один из миноритарных акционеров УАЗа, лишившись представителя в совете директоров, государство своим пакетом заблокировало одобрение договора займа между УАЗом и “Северсталь-Авто”. Эта сделка предусматривает предоставление средств, полученных в результате размещения в конце января облигаций холдинга на 1,5 млрд руб., равными долями УАЗу и Заволжскому моторному заводу. А поскольку сделка с заинтересованностью, то “Северсталь-Авто” не принимала участия в голосовании. Поскольку явка на собрании составила около 92%, государство своим пакетом заблокировало сделку.

В “Северсталь-Авто” изумлены итогом голосования. “Государство может инициировать внеочередное собрание и вернуть своего представителя в совет директоров, — разводит руками сотрудник холдинга. — Почему они пытаются за чужой счет исправить свою же оплошность — непонятно”. Он отмечает, что “сюрприз” от чиновников не создаст УАЗу проблем. “Есть другие способы передачи денег предприятию, не требующие одобрения собрания акционеров и не противоречащие законодательству, — отмечает он. — Например, самый простой из них — передать деньги банку, который и выдаст их в кредит УАЗу”.

Денис Нуштаев из “Метрополя” считает, что серьезных интересов государства в УАЗе нет, но чиновники все же постараются войти в совет. Он даже предполагает, что инициаторами переизбрания совета директоров может выступить сама “Северсталь-Авто” для поддержания хороших отношений с чиновниками.

Потеряв представителя государства, совет директоров УАЗа пополнился гендиректором инвесткомпании “Тантьема” Александром Коноваловым. Он заявил “Ведомостям”, что был выдвинут частным миноритарным акционером завода, доля которого позволяет иметь представительство в совете директоров. Согласно отчетности УАЗа, таковым является лишь ЗАО “Лидер”. По данным на середину прошлого года, этой компании принадлежало 9,4% акций автозавода. “Лидер” является “дочкой” “Газфонда” (пенсионный фонд “Газпрома”) и управляет его активами. Источник, близкий к фонду, подтвердил “Ведомостям”, что Коновалов представляет интересы “Газфонда”. “Мы не собираемся вмешиваться в работу предприятия, но хотим знать, что там происходит”, — поясняет собеседник. Он говорит, что акции завода покупались еще в 2002 г. в расчете на долгосрочную перспективу.

Аналитики не видят стратегического интереса “Лидера” в УАЗе. По словам Нуштаева, несколько лет назад акции автозавода стоили дешево и их скупали многие портфельные инвесторы. Вячеслав Смольянинов из “НИКойла” отмечает, что УАЗ за последнее время улучшил свои показатели, и считает, что инвестиция в акции завода весьма выгодна для “Лидера”.



Ведомости