31.05.2004

ФСБ боится утечки гостайн через менеджеров компании ТНК-ВР


Спустя год после покупки Тюменской нефтяной компании у британской ВР начались проблемы в России. Иностранные менеджеры ТНК-ВР вызвали интерес сотрудников ФСБ. А руководитель Федерального агентства по энергетике Сергей Оганесян раскритиковал ТНК-ВР за работы на Самотлоре и припугнул компанию отзывом лицензии.

Сразу несколько сотрудников ТНК-BP рассказали “Ведомостям”, что ФСБ шлет запросы и проводит проверки в компании.

Дело в том, что по российскому законодательству информация о запасах месторождений и карты нефтяных участков относятся к гостайне и не могут раскрываться иностранцам. “А как мы можем ее не раскрывать, если они [иностранцы] у нас топ-менеджерами работают?” — недоумевает сотрудник ТНК-BP. В головном офисе ТНК работают 1400 человек, более 100 из которых — иностранцы. Это в основном топ-менеджеры, большинство из которых работают в России по временным контрактам.

“У нас действительно возникли проблемы, ведь все, что касается недр, относится к категории гостайны, — подтвердил „Ведомостям“ эту информацию управляющий директор ТНК-ВР Виктор Вексельберг. — В частности, первый руководитель обязан иметь доступ к этой информации. Но доступ у нас по закону может получить только российский гражданин”. Президентом ТНК-BP является британец Роберт Дадли.

В ФСБ получить комментарий насчет ТНК “Ведомостям” не удалось. Однако источник, близкий к ФСБ, полагает, что органы контрразведки могли побеспокоить компанию на основе статьи 5 закона “О государственной тайне” и указа президента № 1203 от 1995 г., где среди сведений, составляющих гостайну, указаны запасы в недрах “стратегических видов” полезных ископаемых (к ним относится и нефть). “Чтобы снять проблему, придется пересматривать постановление правительства [о стратегических видах ископаемых]”, — говорит источник.

По словам же Вексельберга, ТНК-BP намерена предложить изменения в законодательство, упрощающие работу иностранцев в наших компаниях. “В регулировании деятельности иностранных граждан на территории России есть очень много открытых вопросов. Мы просто оказались на острие этой проблемы”, — говорит Вексельберг.

Однако проблемы у британцев возникли не только с режимом секретности в отношении запасов, но и с самими запасами нефти.

На прошедшей неделе руководитель Федерального агентства по энергетике Сергей Оганесян сказал, что отбор нефти на Самотлоре превышает норму в 2-3 раза, что “просто недопустимо”. Самотлорское месторождение сейчас дает свыше 40% сырья компании, и именно с ним связаны планы ТНК-ВР по приросту запасов и добычи. Между тем, считает Оганесян, ТНК-ВР серьезно отклонилась от плана разработки Самотлора, добывая там нефть без проектной документации. “Они только к 2007 г. планировали ее подготовить, а сейчас разрабатывают [месторождение] без технической схемы, — цитирует Оганесяна пресс-служба агентства. — Это серьезное нарушение, и МПР имеет право приостановить лицензию”.

Правда, по словам руководителя пресс-службы Минприроды Рината Гизатуллина, у МПР нет претензий к компаниям, работающим на Самотлоре. А представитель ТНК-ВР говорит, что официальных уведомлений о нарушениях компания не получала. По его словам, лицензия на разработку Самотлора действует до 2013 г. и каждые 5-7 лет компания корректирует план разработки. Его последний вариант передан в территориальное отделение Центральной комиссии по запасам в апреле 2004 г.

Аналитики, однако, не ждут серьезных неприятностей для ТНК-ВР. “Остановки добычи нефти на Самотлоре не допустит никто, — отмечает Валерий Нестеров из „Тройки Диалог“. — Это просто социально опасно. А иностранные менеджеры работают во многих российских компаниях”.

А аналитик “НИКойла” Лев Сныков добавляет, что компании, создание которой было одобрено первыми лицами Великобритании и России, вряд ли стоит ждать угрозы от властей.



Ведомости