03.06.2004

Потребление бытовой техники и потребительской электроники в России



Кризис, из которого мировые производители стиральных машин, телевизоров и чайников только начинают выбираться в местах своего "естественного обитания" - на Западе и в Японии, нашей стране неведом. Мы покупаем технику исправно. Индустрия работает будто в советские времена, "от достигнутого" планируя ежегодный рост сбыта в России. По данным аналитиков Retail Audit GfK, с 2002 года рынок в целом прогрессирует устойчиво и настолько быстро (десятки процентов в год), что следует говорить о кризисе роста.

Это проявляется прежде всего в ужесточении конкуренции. Что, впрочем, никого от торговли в России не отпугивает. Наоборот. В октябре прошлого года вице-президент Matsushita Electric (торговые знаки в России - Panasonic и Technics) Юкио Шотоку в беседе с корреспондентом "Известий" прямо говорил о желании его компании строить заводы в России. Проблем ни с инвестированием, ни с собственно строительством не будет - ввести предприятия в строй можно через полгода после принятия решения. Проблема в ином: в защищенности бизнеса от бюрократии. Вступление нашей страны в ВТО, считает г-н Шотоку, было бы достаточной гарантией. Пока что Matsushita ограничивается беспрецедентными рекламными усилиями - ее рекламные плакаты на улицах столицы по размеру уступают разве что "Единой России", да и то накануне дня выборов.

Продолжит ли рынок расти вплоть до дня вступления в ВТО? Не факт. При нынешних темпах спрос может насытиться гораздо раньше. Если верить аналитикам Retail Audit GfK, в восьми крупнейших городах России (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Пермь, Новосибирск, Красноярск) сбыт бытовой техники в период с декабря 2003 по март 2004 года в целом увеличился на 33% по сравнению с тем же периодом 2002-2003 гг.

Вопреки представлению о Москве как самом богатом российском городе рост продаж бытовой техники в семи крупнейших городах выше, чем в столице: 40% против 32% соответственно.

Потребление сложной (и дорогой) техники опережает мелкую бытовую. На аудио- и видеоаппаратуру мы тратим деньги охотнее всего (35% роста). Сектор крупной бытовой техники демонстрирует 31% прироста, а мелкой - 30% (крупную бытовую технику от мелкой аналитики отличают простым способом - все, что домохозяйка может сама унести из магазина, есть мелкая бытовая техника; самый же "маленький" из крупных товаров - микроволновка).

Что касается деления рынка между производителями. По данным "Известий", южнокорейцы сохраняют лидерство. Samsung и LG хотя и отдали за минувший год по два с лишним процента своей доли (данные касаются только рынка аудио- и видеотехники), но остаются во главе списка производителей. Philips демонстрирует здесь наибольшие темпы прироста, немногим менее 3%. Наступают на конкурентов также Thomson, Sharp, Pioneer и Matsushita.

Отечественные производители представлены на рынке, но их совокупная доля (более 10%) уступает и Samsung, и LG по отдельности.

Известия