04.06.2004

Губернаторы нашли безответственность в бензине



В четверг Михаил Фрадков поручил профильным ведомствам «рассмотреть вопрос о росте цен на бензин и мазут» в российских регионах. Так премьер откликнулся на обращения встревоженных губернаторов. Главы регионов опасаются, что вместе с ценами вырастет и социальная напряженность.

О том, что премьер-министр поручил разобраться с ростом цен на топливо, журналистам сообщил губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, принимавший участие в заседании правительства. Вопрос о состоянии российского топливного рынка не был внесен в план заседания правительства, однако, по словам губернатора, он лично поднял его, поскольку рост цен на нефтепродукты «в настоящее время является проблемой номер один».

По мнению Хлопонина, «неконтролируемый рост цен на нефтепродукты может привести к непредсказуемым последствиям». К «непредсказуемым последствиям» губернатор отнес рост социальной напряженности, а также возможные проблемы с сельскохозяйственными работами и северным завозом. Он призвал «пересмотреть позиции антимонопольного законодательства в этом вопросе», пояснив, что производители топлива в регионах – монополисты: «Речь идет не о попытке административными методами решать эту проблему, но не регулировать эти процессы государство не может».

В своем порыве он был не одинок. По информации, размещенной на официальном сайте администрации Кемеровской области, телеграмму практически аналогичного содержания прислал председателю правительства губернатор области Аман Тулеев: «Убедительно прошу поручить Правительству принять дополнительные меры по стабилизации ценовой ситуации на российском рынке нефтепродуктов».

Просьбу услышали.

О возможном развитии событий «Газете.Ru» рассказали в пресс-службе Федеральной антимонопольной службы, в обязанности которой входит пресечение необоснованного завышения цен. Как раз в четверг, сообщил наш собеседник, было закончено рассмотрение похожего дела, связанного с повышением цен на бензин в Ставрополе.
Решив, что девять участников тамошнего топливного рынка действовали сообща, антимонопольная служба обязала их «принять меры к восстановлению конкуренции», а также перечислить в доход государства всю полученную от неконкурентных действий прибыль.

Те же самые меры могут быть применены и в отношении производителей бензина. При одном существенном «но» – наличие сговора еще нужно доказать.

Перспективы дела наш источник в антимонопольной службе обсуждать отказался, заметив лишь, что пока их служба этим вопросом не занимается. Однако практика показывает, что к лету цены на бензин с тупым постоянством повышаются из года в год, и никакой ответственности за это никто пока не понес.

Как пояснил «Газете.Ru» руководитель компании, занятой техническим обслуживанием предприятий нефтепереработки, летнее повышение цен вызывается не столько естественным желанием нефтепереработчиков получить дополнительную прибыль – спрос на топливо летом традиционно выше, – сколько технологическими причинами. Большинство нефтеперерабатывающих заводов именно на летний период планируют ремонтные и профилактические работы. И в первую очередь это касается установок по производству топлива. Делается это из соображений удобства – как самих работ, так и последующего пуска установок. Естественно, что на снижение предложения рынок автоматически реагирует ростом цен.

По мнению руководителя одного из департаментов ЮКОСа, российский рынок нефтепродуктов вообще неконкурентен – он переварит любые объемы по любым ценам. Поэтому усмотреть в действиях нефтепереработчиков признак сговора будет затруднительно. Это мнение подтверждает и вице-президент НК «Славнефть» Николай Дюрик. По его словам, независимо от уровня цен вся продукция компании сбывается без остатка.

В то же время возможности для регулирования цен остаются. Унаследованная от советских времен структура нефтепереработки действительно такова, что любой производитель бензина в любом регионе может быть признан монополистом.
Для этого достаточно контролировать больше 35% местных продаж, а для России типична ситуация, когда, как, например, в Москве, местный производитель обеспечивает свыше 60% потребности рынка.

Другое дело, что любая попытка отрегулировать цену моментально приведет лишь к дефициту топлива. По словам нашего собеседника из ЮКОСа, самым прибыльным видом деятельности для нефтяной компании был и остается экспорт сырой нефти. Переработкой они занимаются лишь постольку, поскольку экспортные возможности ограничиваются диаметром трубы. При этом, естественно, доля конкретного продукта в общем объеме производства тем выше, чем его реализация прибыльнее.

Сейчас самым прибыльным продуктом нефтепереработки является автомобильный бензин – его и производят. Если завтра ситуация изменится – нефтяные компании будут производить больше, скажем, прямогонного бензина, который потом уйдет либо также на экспорт, либо на нефтехимические заводы в России. В любом случае бензина на заправках не прибавится.

Впрочем, роста цен все равно может и не быть. Самое страшное обвинение в адрес российского бизнеса сейчас – это обвинение в «социальной безответственности». И если губернаторам совместными усилиями удастся убедить президента и правительство в том, что поднимать цены на бензин «безответственно», даже антимонопольных разбирательств не потребуется.

Газета.RU