04.06.2004

Аэропорт для двоих. “Альфа” и “Аэрофлот” объединятся в “Шереметьево”


Как стало известно “Ведомостям”, “Альфа-групп” и “Аэрофлот” пытаются договориться о создании совместной компании для управления шереметьевским авиаузлом. В нее “Альфа-групп” планирует внести права на управление существующим “Шереметьево”, а “Аэрофлот” — права на терминал “Шереметьево-3”, который еще предстоит построить. Договоренность сторон сегодня может скрепить премьер-министр Михаил Фрадков.


Международный аэропорт “Шереметьево” – крупнейший в стране, в 2003 г. обслужил 11,541 млн пассажиров. Выручка составила 4,4 млрд руб., прибыль – около 636 млн руб. 100% акций ОАО “Международный аэропорт “Шереметьево” (включает терминалы 1 и 2) принадлежит государству. В конце прошлого года правительство объявило конкурс по выбору управляющей организации аэропорта “Шереметьево”. В январе 2004 г. конкурс выиграла компания “Альфа-Шереметьево” (входит в “Альфа-групп”), опередив по сумме баллов “Аэрофлот” и его партнеров.

Как сообщил вчера замдиректора “Аэрофлота” Михаил Полубояринов, сегодня утром у премьер-министра Михаила Фрадкова должно пройти совещание по проблемам развития аэропорта “Шереметьево”. Проблем до сих пор было две — кто будет управлять существующим “Шереметьево” и кто будет строить новый терминал “Шереметьево-3”. Хотя конкурс по выбору управляющей компании “Шереметьево” прошел четыре месяца назад, победившая в нем “Альфа-Шереметьево” пока не может приступить к управлению. В качестве единоличного исполнительного органа ее должно утвердить собрание акционеров аэропорта. Для голосования на нем требуется личная директива премьер-министра. Предыдущий премьер Михаил Касьянов такую директиву подписать не успел, а сменивший его Михаил Фрадков заявил, что итоги конкурса под сомнение не ставятся, но по вопросу развития “Шереметьево” надо принимать “консенсусное решение” с учетом позиций всех заинтересованных сторон. В конце мая министр транспорта Игорь Левитин дал понять, что правительство считает строительство “Шереметьево-3” “проектом “Аэрофлота”. При этом управление “Шереметьево-3” и терминалами 1 и 2 (Международный аэропорт “Шереметьево”) должно быть объединено.

Высокопоставленный источник, близкий к “Альфа-групп”, говорит, что о создании такой структуры может быть объявлено уже сегодня, после совещания у Фрадкова. “Мы с „Аэрофлотом“ планируем объединить свои активы в „Шереметьево“. Наш актив — это „Альфа-Шереметьево“ (права на управление существующим аэропортом). Актив „Аэрофлота“ — это компания „Терминал“ (права на „Шереметьево-3„)“, — поясняет источник. Замдиректора “Аэрофлота” Лев Кошляков подтверждает, что это один из обсуждаемых вариантов. Распределение долей в новой компании, ее возможное название и структуру стороны не раскрывают.

Между тем Александр Лебедев, депутат и совладелец Национальной резервной корпорации, которой принадлежит около 30% “Аэрофлота”, сомневается, что конечным партнером авиакомпании по “Шереметьево” окажется “Альфа-групп”. “Она [”Альфа“] предлагала нам выкупить 50%-ную долю в „Альфа-Шереметьево„ за $12 млн единовременно плюс еще $28 млн в течение трех лет“, — заявил Лебедев „Ведомостям“. При этом депутат утверждает, что другие 50% компании „Альфа-Шереметьево“ принадлежат вовсе не „Альфа-групп“, а неким „людям из окружения бывшего премьер-министра Михаила Касьянова“. Источник в „Альфа-групп“ утверждает, что его компания не продает “Альфа-Шереметьево”, а наличие партнерских акционеров в этой компании комментировать отказался.

От желающих поучаствовать в проекте тем временем нет отбоя. Выкупить долю в “Альфа-Шереметьево” хотел бы Межпромбанк, сообщил “Ведомостям” источник, близкий к одной из этих компаний. А на предварительном совещании о судьбе “Шереметьево”, которое состоялось в понедельник у министра экономики Германа Грефа, присутствовал Дмитрий Каменщик, глава группы “Ист Лайн”, управляющей аэропортом “Домодедово”. Об этом свидетельствуют представители двух других компаний — участников совещания. В “Ист Лайне” не смогли этого комментировать, а в Межпромбанке получить комментарии не удалось.

Вице-президент ИК “Атон” Александр Агибалов считает, что единая управляющая структура, где паритетные доли принадлежали бы “Аэрофлоту” и “Альфа-Шереметьево”, была бы вполне жизнеспособной. При этом он не исключает продажи “Альфой” ее доли в “Альфа-Шереметьево”. “Группе важно достойным образом выйти из неприятной для нее конфликтной ситуации, которая сложилась вокруг конкурса, будь то через альянс с „Аэрофлотом“ или полный выход из проекта”, — заключает он.



Ведомости