08.06.2004


"Газпром" удвоит выплаты за работу в совете директоров


“Газпром” планирует вдвое увеличить годовое вознаграждение членов своего совета директоров — до 572 000 руб. Участники рынка считают, что $20 000 — это неприлично мало для одной из крупнейших мировых корпораций, но директора “Газпрома” и этого не заслужили.

На годовом собрании 25 июня акционерам “Газпрома” предстоит утвердить размер вознаграждения членам совета директоров монополии за предстоящий год — до следующего очередного собрания. По данным агентства AK&M, совет рекомендовал акционерам выплачивать каждому члену совета (кроме чиновников) 572 000 руб. Заместителю председателя совета (как правило, эту должность занимает председатель правления “Газпрома”) причитается 1,09 млн руб. Это вдвое больше, чем в предыдущем году (259 000 руб. для членов совета и 494 000 руб. для зампредседателя).

Официальные представители “Газпрома” эту информацию не комментируют. Но источник, близкий к монополии, рассказал “Ведомостям”, что с такой инициативой выступил один из представителей государства в совете. По его словам, прежняя система была “ущербной”: сумма вознаграждения директоров была установлена несколько лет назад и каждый год индексировалась на величину инфляции. “Это несерьезные деньги. Один из госпредставителей в совете предложил удвоить выплаты, и с ним согласились”, — поясняет собеседник “Ведомостей”.

Правительственный чиновник в беседе с “Ведомостями” согласился, что платить директорам одной из крупнейших корпораций мира надо больше. Но добавил: “Если честно, делать это не за что”.

С этой оценкой согласились практически все опрошенные “Ведомостями” участники рынка. Старший менеджер Price waterhouseCoopers Юлия Кулланда ссылается на исследование PwC двухлетней давности, в соответствии с которым в США ежегодный гонорар независимого директора в компании нефтегазового сектора составляет в среднем $35 000. Начальник отдела по корпоративным делам Ассоциации по защите прав инвесторов Денис Куликов отмечает, что, прежде чем назначать размер компенсаций, было бы полезно прописать принципы вознаграждения членов совета директоров “Газпрома”. “Это закрытая компания, и рынку непонятна отдача каждого из членов совета”, — поясняет он. Директор Prosperity Capital Management Александр Бранис добавляет, что большинство в совете (шесть из 11 мест) занимают чиновники. “Они принимают основные решения, а им запрещено получать вознаграждение. Поэтому нынешнее повышение может только озлобить представителей государства и вряд ли мотивирует остальных членов совета”, — полагает Бранис.

Но как минимум для одного директора “Газпрома” увеличение выплат означает существенный рост благосостояния. Борис Федоров, член совета директоров газовой монополии, баллотировавшийся в прошлом году в Госдуму от избирательного блока “Новый курс — Автомобильная Россия”, задекларировал доход за 2002 г. в размере 225 000 руб. То есть гонорар за работу в совете “Газпрома” был его единственным источником дохода. С самим Федоровым “Ведомостям” вчера связаться не удалось.

Независимый директор РАО “ЕЭС России” и “Объединенных машиностроительных заводов” Сеппо Ремес считает, что директорам крупных компаний нужно “платить достойно” — не менее $50 000. Этому принципу следуют все больше российских компаний. По данным Российского института директоров, члены совета директоров “Норникеля” получают годовую компенсацию в размере $140 000, в “ЮКОСе” и “ЛУКОЙЛе” — $125 000. “Вимм-Билль-Данн” недавно объявил, что будет платить своим директорам по $50 000, а председателю совета — $300 000. И даже еще одна госмонополия — РАО ЕЭС — намного щедрее “Газпрома” к своим руководителям. В 2003 г. энергохолдинг выплатил 15 членам совета директоров 15,8 млн руб. (им причитаются фиксированные выплаты, а также 0,05% от чистой прибыли компании за год и 0,05% от годового прироста ее капитализации).



Ведомости