08.06.2004

Монополия разрушена. "Видео Интернешнл" больше не будет продавать рекламу на ВГТРК


Монополия группы компаний “Видео Интернешнл” на российском рынке телерекламы поколеблена. Как стало известно “Ведомостям”, чтобы договориться о заключении нового пятилетнего контракта с “Первым каналом”, группе пришлось отказаться от сотрудничества с государственным медиахолдингом ВГТРК.


По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), на рекламу в СМИ в 2003 г. было потрачено $2,63 млрд. Из них $1,21 млрд пришлось на телерекламу ($260 млн – региональные рекламные бюджеты), на 34% больше, чем в 2002 г. По данным международного медийного агентства ZenithOptimedia, оборот российского рынка телерекламы достигал $1,258 млрд в 2003 г., прогноз на 2004 г. – $1,65 млрд, 2005 г. – $1,959 млрд. По данным TNS Gallup Media, доля аудитории “Первого канала” – 26,77%, канала “Россия” – 20,74%, НТВ – 13,89%, СТС – 7,33%, ТНТ – 4,98%, RenTV– 4,93%, “Культуры” – 2,05%. По оценке одного из экспертов медиарынка, эти доли для федеральных каналов примерно соответствуют и распределению рекламных доходов.

По оценкам экспертов, на группу “Видео Интернешнл”, одним из основателей которой был экс-министр печати Михаил Лесин, приходится около 70% продаж всей телерекламы в стране. В частности, “Видео Интернешнл” продает рекламные возможности “Первого канала”, каналов “Россия”, “Культура” и “Спорт” (входят в государственный медиахолдинг ВГТРК), СТС, RenTV, телеканала М1 и др. Большинство участников рынка ждали, что вскоре группа расстанется по крайней мере с “Первым каналом”, контракт с которым заканчивается в декабре 2004 г.

Однако “Видео Интернешнл” в итоге расстанется не с “Первый каналом”, а с ВГТРК. Как рассказали “Ведомостям” президент группы Юрий Заполь и гендиректор “Первого канала” Константин Эрнст, через несколько недель телекомпания и рекламный холдинг заключат новый пятилетний контракт на продажу рекламы (его условия стороны не раскрывают). ВГТРК же постепенно откажется от сотрудничества с рекламным холдингом и в течение года-полутора создаст собственную службу продаж. Председатель ВГТРК Олег Добродеев это подтвердил и добавил, что уже знает, кто возглавит эту службу (но рассказать об этом отказался). После того как ВГТРК объявит, что готова продавать свои рекламные возможности самостоятельно, контракт между ВИ и ВГТРК будет расторгнут по обоюдному согласию, обещает Заполь.

Руководители “Первого” и “России” не раз жаловались, что, обслуживая двух прямых конкурентов, “Видео Интернешнл” создает конфликт интересов. “Каждый канал подозревает компанию в действиях, ущемляющих его интересы, это уже вопрос субъективного восприятия, но порождающего постоянные конфликты”, — заявил в интервью “Ведомостям” Эрнст (см. полный текст на стр. А5). Он отмечает, что прекращение взаимоотношений “Видео Интернешнл” и ВГТРК было обязательным условием заключения нового контракта с группой.

Тот факт, что централизация рынка телерекламы уже “чрезмерна” и его нынешнее состояние требует, чтобы у каждого из каналов “большой тройки” (“Первый”, “Россия” и НТВ) была самостоятельная структура по продаже рекламы, признает даже сам Заполь. По его словам, монополия на рынке была целесообразна только при выходе из кризиса 1998 г. До сих пор собственный сейлз-хаус был только у НТВ — в этом качестве выступает входящая в “Газпром-Медиа” компания “НТВ-Медиа”.

Заполь не раскрывает, какой части доходов “Видео Интернешнл” может лишиться в результате расставания с ВГТРК, как, впрочем, и текущие финансовые показатели компании. В 2002 г. в интервью “Ведомостям” он говорил, что размер комиссии “Видео Интернешнл” не превышает 10%. По подсчетам главы одного из крупнейших рекламных агентств, если взимаемая группой комиссия не превышает 10%, то доход компании составляет около $70 млн в год, примерно 30% из них дает сотрудничество с “Первым каналом” и 20% — с “Россией”. Получается, что, отказываясь от контракта с “Россией”, “Видео Интернешнл” лишается $15 млн в год.

Вице-президент инвестфонда Delta Capital Кирилл Дмитриев убежден, что разрушение монополии “Видео Интернешнл” “в любом случае полезно для рынка, потому что прежде она вызывала много конфликтных ситуаций”. Большинство западных телеканалов предпочитают продавать рекламу собственными силами, не прибегая к услугам сейлз-хаусов, напоминает Наталья Макиенко, гендиректор медийного агентства Media Direction OMD, входящего в группу BBDO. Успех же “Видео Интернешнл” был обусловлен быстрым ростом рекламного рынка в 90-е гг., профессионально следить за которым успевала лишь одна компания, считает она.



Ведомости