09.06.2004

По частям дороже. Walt Disney распродает свои активы



Терпящая убытки компания Walt Disney начала избавляться от непрофильных активов. Корпорация уже нашла покупателя на сеть магазинов сувениров для детей Disney Stores. Им станет американский аналог "Детского мира" компания The Children?s Place. Сумму предполагаемой сделки стороны не называют. Аналитики отмечают, что продать империю Уолта Диснея по частям проще и выгоднее. Стоимость компании сегодня оценивается в 56 млрд. долларов. До сих пор купить ее целиком был готов только медиамагнат Брайан Робертс, который после нескольких неудачных попыток поглощения отказался от этой затеи.

Сеть сувенирных магазинов Disney Stores, созданная в 1987 году, начала терять в прибыли около четырех лет назад во время общего кризиса корпорации Walt Disney. Уже в 2001 году пришлось закрыть 199 из 522 магазинов по причине неокупаемости. Решение о продаже неприбыльной сети у акционеров анимационной компании возникло еще год назад. Однако покупатель нашелся только теперь. The Children's Place в США и Канаде считается одним из лидеров ритейла. В компанию входит около 700 магазинов, торгующих одеждой и аксессуарами для детей в возрасте до 10 лет. Сколько компания готова выложить за оставшиеся 323 магазина Disney Stores, в The Children's Place не говорят. Эксперты рынка также не решаются назвать даже примерную стоимость актива, отмечая лишь, что много за сеть совет директоров и акционеры Walt Disney не попросят: каждый год ее убытки составляют в среднем 50 млн. долларов. Правда, вряд ли данный факт испугает потенциального покупателя. В этой сделке The Children's Place больше интересуют не торговые площади, а узнаваемый бренд. Сувенирные лавки же она собирается преобразовать в полноценные магазины для детей.

До The Children's Place купить бизнес Walt Disney пыталась только американская кабельная компания Comcast. Ее руководитель Брайан Робертс собирался приобрести империю Уолта Диснея целиком. В середине февраля 2004 года акционеры отказались от слияния с Comcast на таких условиях. Их не устроили условия обмена, предложенные Робертсом, - 0,78 акции кабельной компании за каждую акцию диснеевской. Акционеры анимационной компании решили, что ее оценили слишком дешево.

Несмотря на постоянные отказы в слиянии, акционеры все же лелеяли надежду продать свой бизнес, ожидая более "разумных предложений". Доказательством тому стало увольнение главы компании Майкла Эйснера, который, по мнению держателей пакета, был слишком принципиален в вопросе слияния. Цену 54 млрд. долларов, которую Робертс давал за Walt Disney, Эйснер назвал смешной. Интересно, что после его отставки в Comcast решили схитрить и выкупить находящийся в административном кризисе Walt Disney уже за меньшие деньги - 49 млрд. долларов. Акционеры не пошли на поводу у Робертса. После того как Робертсу, назначившему за компанию 66 млрд. долларов, в очередной раз отказали, он окончательно поставил крест на идее покупки Walt Disney.

На решение о продаже бизнеса компании повлияло сразу несколько факторов. Это и кризис в туристическом бизнесе, и низкая рентабельность кабельного канала ABC, принадлежащего Disney, и провал переговоров со студией Pixar Animation, совместная работа с которой была весьма выгодна для корпорации. Кроме того, в последнее время у Disney серьезно хромало качество выпускаемой продукции. Акционеры считают, что за прошедшие десять лет студия Уолта Диснея выпустила в свет около 40 полнометражных мультипликационных фильмов и сериалов. Однако признание зрителей во всем мире завоевало всего несколько лент, среди которых "Аладдин", "Король-Лев", "Золушка", "Винни-Пух" и "В поисках Немо".

Аналитики отмечают, что продажа по частям может быть гораздо выгоднее продажи всего бизнеса корпорации в одни руки. Кроме того, Walt Disney еще есть что продать. Среди подразделений корпорации, не считая Disney Stores, остались три "Диснейленда" в Японии, США и Франции, телеканалы Disney Channel, Walt Disney Television, Touchstone и ABC, киностудия Miramax Films, туристическая фирма Disney и издательский дом Hyperion.

СПРАВКА

Корпорация Walt Disney была основана художником-мультипликатором Уолтом Диснеем в двадцатые годы прошлого века. Сегодня империя Диснея является второй по оборотам медиаимперией, уступая лишь Time Warner. Выручка Walt Disney в 2003 году, по данным компании, составила 27 млрд. долларов, а прибыль - 1,26 млрд. долларов. Рыночная капитализация Walt Disney оценивается в 56 млрд. долларов; на сегодняшний день долги компании превысили 12 млрд. долларов.

Газета