09.06.2004

Парфюмеры меняют ориентацию



Британская маркетинговая компания Euromonitor доказала, что производители духов, шампуней, дезодорантов и прочей подобной продукции стараются исключительно для женщин. Согласно обнародованному недавно исследованию на долю мужской косметики приходится всего 4% мирового рынка. В России этот показатель несколько больше, но все равно сильная половина человечества оказывается незаслуженно забытой. Однако эксперты полагают, что в ближайшие годы именно сектор мужской косметики будет расти огромными темпами.
Тенденция к увеличению объемов наметилась уже сейчас. Маркетологи отмечают, что мужчины уже не стесняются искать продукты, созданные специально для них и обладающие дополнительными свойствами, например, охлаждающие кожу или снимающие раздражение. Производители начинают предлагать сильному полу не только средства для и после бритья, но и особые продукты для ванны и душа, салфетки, убивающие бактерии, лосьоны, уплотняющие дряблую кожу "пивного брюшка", шампуни для лысых, средства для окрашивания и укладки волос. Даже декоративная косметика - прозрачная пудра и румяна естественных тонов - перестает постепенно считаться атрибутом лиц нетрадиционной ориентации.

"В России косметику для мужчин не производит сейчас только ленивый", - говорит Владимир Салев, исполнительный директор Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА). В последние несколько лет мужские серии выпустили все ведущие отечественные производители - "Калина", "Линда", "Грин Мама", "Эмманси", "Фаберлик". Стабильной популярностью пользуется и западная косметика средней ценовой ниши - например, марки Nivea или Gilleette. По словам Анны Дычевой, вице-президента компании "Старая крепость", занимающейся организацией специализированных выставок и маркетинговыми исследованиями в области парфюмерии и косметики, объем рынка мужской косметики в 2003 году составил $388,6 млн. "В 1998 году этот показатель составлял $294 млн. Рост в последние несколько лет был не такой значительный, как в других секторах, но это только начало. Мужская косметика перестала считаться редкостью, а этот сегмент - узкой нишей. К 2008 году сектор должен вырасти еще на 77%", - говорит Дычева.

По словам представителя одной из российских компаний-производителей, мужчины любят особые косметические форматы - "максимально простые, не грязные и не липкие". 30-летние потребители активно покупают шампуни и дезодоранты, ориентируясь в основном на советы своих жен и подруг. Поэтому производители довольно часто расширяют мужскими линиями ассортимент женской косметики. Или идут по пути постепенного создания новой, чисто мужской линейки продукции, начиная с дезодорантов (мужчины пользуются ими даже чаще, чем женщины), потом прибавляя гель для бритья и после бритья, а потом запуская в продажу различные кремы.

С 1999 по 2002 год сектор мужской косметики рос примерно на 9% в год. В прошлом году этот показатель оказался выше - примерно 13-13,5%. Правда, большую долю в мужском сегменте занимает специфическая продукция - бритвенные станки и лезвия к ним, которые также являются частью этого рынка. Зато активно растут продажи парфюмерии для мужчин. По данным "Старой крепости", в прошлом году объем сектора селективной парфюмерии для сильного пола составил $158 млн, парфюмерии масс-маркет - $55,4 млн.

Сергей Манукян, генеральный директор сети Duglas-Rivoli, отмечает, что мужчины, покупающие в магазинах подарки своей прекрасной половине, все чаще начинают спрашивать что-нибудь и для себя. Продажи мужской туалетной воды растут примерно на 10-15% в год. Общий объем рынка косметики и парфюмерии для мужчин сейчас составляет $602 млн - это более 10% от общего объема российского рынка, который составляет более $5 млрд. Так что наши производители и продавцы в своей заботе о мужчинах уже оказались предприимчивее европейцев. А если прогнозы стремительного роста мужского косметического сектора сбудутся, то слабой половине через пару лет придется долго выискивать скромную полочку с женскими духами среди огромного ассортимента мужской косметики.

Известия