09.06.2004


"Газпром" потерял $2,1млрд. Столько, по мнению фонда Hermitage, стоили компании просчеты руководства



Ирина Резник

Кандидаты в совет директоров “Газпрома” начали предвыборную кампанию среди инвесторов в совет директоров монополии. Директор по корпоративным исследованиям Hermitage Capital Management Вадим Клейнер вновь строит ее на критике менеджмента “Газпрома” и подсчитал, что газовая компания по вине ее руководства недополучила $2,1 млрд.


По данным “Газпрома”, в 2003 г. его добыча составила 540,2 млрд куб. м, а экспорт – 132,9 млрд куб. м. Выручка “Газпрома” за 2003 г. по РСБУ – 780,6 млрд руб. На 7 мая 2004 г. 38,37% акций “Газпрома” принадлежит государству, 36,28% – юрлицам, 13,85% – физлицам, 11,5% – иностранным акционерам. На балансе “дочек” “Газпрома” находится 16,2% акций. Клиенты ОФГ владеют около 7% акций “Газпрома”, а фонд Hermitage Capital Management владеет акциями российских компаний общей стоимостью $1,2 млрд, из них значимая часть приходится на акции “Газпрома”.

В преддверии собрания акционеров “Газпрома”, намеченного на 25 мая, независимые кандидаты в совет директоров компании принялись штурмовать инвесторов. Директор по корпоративным исследованиям Клейнер вчера презентовал свою предвыборную программу в совет директоров “Газпрома”. В ней говорится, что газовая компания по вине ее менеджмента недополучила в прошлом году более $2,1 млрд, а государство недосчиталось $184 млн налогов.

По мнению Клейнера, самый большой финансовый ущерб “Газпрому” был нанесен венгерской фирмой Eural TG, которая с согласия менеджмента монополии заняла место “Итеры” и поставляет туркменский газ на Украину и в Европу. “Eural TG получает доходы от транспортировки газа, которые должны были бы доставаться “Газпрому”, — возмущается Клейнер.

Отправив на Украину 36 млрд куб. м газа, венгерская фирма получила в качестве оплаты 13 млрд куб. м газа, который продала на Украине и в Европе и выручила в результате $1,19 млрд. При этом, отмечает Клейнер, даже полагающуюся ему плату за транспортировку на $425 млн “Газпром” полностью не получил, так как Eural TG задолжала ему за транспортные услуги $130 млн и взяла под его поручительство кредиты на $327 млн.

Совладельцы Eural TG у Клейнера доверия не вызывают. Он выяснил, что 70% акций венгерской фирмы контролируются топ-менеджерами неизвестной фирмы Sabre Projects Ltd, а один из ее директоров — Роберт Шелтер-Джонс входит в наблюдательный совет завода по производству соды в Красноперекопске.

Представитель “Газпрома” с выводами Клейнера категорически не согласен. По его словам, решение назначить Eural TG оператором по поставкам туркменского газа принадлежит Украине, а “свои обязательства по оплате за транзит Eural TG выполняет”. Кроме того, утверждает он, венгерская фирма не конкурирует с “Газпромом” на европейском рынке газа, так как поставляет туда газ в рамках украинской экспортной квоты в 6 млрд куб. м газа в год. А поручительства по кредиту Eural TG помогают “Газпрому” “косвенно контролировать экспортные операции этой компании”. Состав владельцев Eural в “Газпроме” не комментируют.

У Клейнера нашлись к “Газпрому” и другие претензии — например, он обеспокоен резко выросшими у “Газпрома” операционными расходами в 2003 г.: они составят $19,6 млрд по сравнению с $15,8 млрд в 2002 г. Не последнюю роль в этом, отмечает Клейнер, сыграли выросшие на 39% до $588 млн расходы на персонал. Представитель “Газпрома” объясняет рост операционных расходов снижением курса доллара и ростом курса евро по отношению к рублю.

Другой кандидат в совет директоров “Газпрома”, один из основателей Объединенной финансовой группы (ОФГ) Борис Федоров предвыборную кампанию ведет по-другому: он обещает участникам фондового рынка скорую либерализацию рынка акций монополии. На минувшей неделе он даже заявил, что очень удивится, если рынки акций “Газпрома” не объединят в ближайшие несколько недель. И высказал опасение, что в противном случае “акции „Газпрома“ могут рухнуть”. В ОФГ, которая выдвинула Федорова в совет, не стали комментировать предвыборные кампании, которые развернули кандидаты в совет директоров.

А мнения аналитиков разделились. Каха Кикнавелидзе из “Тройки Диалог” согласен с Клейнером, что у “Газпрома” “есть еще большой потенциал для улучшения эффективности операционной деятельности”. Цифра подсчитанного Клейнером финансового ущерба в $2,1 млрд кажется Кикнавелидзе “вполне реалистичной”.

“В частности, я не вижу достойной причины, почему „Газпром„, Туркмения и Украина не могли бы договориться о поставках газа напрямую, без посредников“. А аналитик „Атона“ Дмитрий Лукашев считает претензии Клейнера по возросшим операционным затратам „Газпрома“ несостоятельными. “Судя по затратам на персонал, среднемесячная зарплата в „Газпроме“ — $400. Это совсем мало для компании такого уровня”, — говорит Лукашев.



Ведомости