09.06.2004

TUI покупает "Мострэвел". Уверены участники туристического рынка



Татьяна Романова
Екатерина Кудашкина

Германский туристический концерн TUI выбрал в качестве российского партнера компанию “Мострэвел”, входящую в тройку лидеров на турецком и египетском направлениях, — об этом сообщили “Ведомостям” представители сразу трех египетских туристических компаний, уточнив, что речь идет о покупке контрольного пакета акций. По мнению участников рынка, альянс с TUI существенно упрочит конкурентные позиции российской компании.

Германский туристический концерн TUI владеет 84 туристическими брэндами и обслуживает ежегодно около 18 млн клиентов из 18 стран. Компания располагает более чем 400 подразделениями по всему миру. Оборот компании в 2003 г. составил, по ее собственным данным, 12,7 млрд евро.

“Мострэвел” — один из крупнейших российских туроператоров, по данным службы “Банко”, входит в тройку лидеров по самым массовым направлениям — Египту и Турции. Принадлежит частным лицам, гражданам Турции и России.

“Мы все в курсе этой сделки. Одна акула съела другую”, — говорит о TUI и “Мострэвеле” Адель Салим Абдулла, президент египетской Inter Gulf Travel, специализирующейся на приеме российских туристов. “Это не новость. По нашей информации, компанию „Мострэвел„ покупает TUI“, — вторит Бассем Искандер, руководитель компании Abanoub Travel. А Юзеф Хенин, вице-президент Seti First Travel (эта компания выступает „принимающей стороной“ для туристов „Мострэвела“), уточнил, что речь идет о пакете в 51% акций “Мострэвела”.

Тем не менее в самих TUI и “Мострэвеле” факт сделки упорно отрицают, подтверждая лишь ведущиеся сейчас переговоры. “Это не про нас. Если бы кто-то хотел нас купить, я бы знал”, — заявил “Ведомостям” Рабсон Мамедов, коммерческий директор “Мострэвела”. “Переговоры еще не закончены, поэтому мы ничего комментировать не можем”, — вторит представитель TUI.

Между тем информация о покупке немцами российской компании широко распространилась и на российском рынке. О приобретении 51% акций “Мострэвела” немцами упомянул в беседе с “Ведомостями” гендиректор туркомпании “Туринфо РФР” Михаил Лапшин. “Мои египетские коллеги сообщили, что TUI будет действовать поэтапно. Сначала купит египетскую часть бизнеса, потом все остальное”, — утверждает генеральный директор другой крупной российской туристической компании на условиях анонимности. По данным еще одного высокопоставленного менеджера туристической отрасли, сделка, сумма которой составит $4 млн, пройдет в два этапа: 25% акций будут выкуплены за половину этой суммы немедленно после подписания соглашения, право на выкуп еще 26% TUI сохранит в течение двух лет. А Альберт Потапов, гендиректор компании “Премьер Тревел сервис”, также осведомленный о готовящейся сделке, оценивает ее в $5-6 млн.

Впервые TUI объявил о выходе на российский рынок в начале 2003 г. Туроператор намеревался приобрести 25% акций крупной российской туркомпании с правом выкупа в дальнейшем контрольного пакета. В качестве кандидатур назывались компании “Туральянс”, “Нева” и “Инна Тур”.

В феврале нынешнего года представитель TUI заявил Reuters, что компания намерена начать работу в России уже в первом полугодии. “Пока мы еще не определились в форме нашего выхода на российский рынок, может быть, это будет совместное предприятие. Тем не менее переговоры планируем завершить через один-два месяца”, — уточнили тогда в представительстве компании. А 18 мая на собрании акционеров TUI его генеральный директор Михаэль Френцель заявил, что “в результате долгих поисков TUI удалось найти партнера в России”, соглашение с которым будет подписано “в течение нескольких недель”.

По мнению Лапшина из “Туринфо РФР”, “Мострэвел”, заключив договор с TUI, сможет получить в Египте и Турции более низкие тарифы на размещение в гостиницах, что даст компании преимущество перед конкурентами. “Позиции „Мострэвела“ усилятся. TUI поможет им с гостиничной базой. „Мострэвел„ увеличит обороты и, вероятно, даже организует собственную перевозку“, — добавляет Альберт Потапов из „Премьер Тревел сервиса“. А вот Богдан Курилко, представитель компании „Туральянс“, считает, что в ближайшие два-три года альянс “Мострэвела” с TUI не будет влиять на ценовую политику российской компании. Ссылаясь на опыт сотрудничества с TUI своей фирмы, Курилко говорит, что германский концерн всегда действует крайне медленно и осторожно.



Ведомости