11.06.2004

Русский ICN стал "Фармстандартом"



Роман Кутузов

В России появился новый крупный игрок фармацевтического рынка. Millhouse Capital объединила в группу “Фармстандарт” все свои предприятия по производству лекарств, в том числе и купленные в прошлом году у американской ICN. По объемам производства новая компания претендует на первое место на российском фармацевтическом рынке.


На момент перехода российского подразделения американской корпорации ICN Pharmaceuticals под контроль компании Millhouse Capital в него входили пять фармзаводов (“Октябрь” в Санкт-Петербурге, “Томскхимфарм” в Томске, “Полифарм” в Челябинске, “Лексредства” в Курске и “Марбиофарм” в Йошкар-Оле), продажи которых в 2002 г. составили $79 млн, также 96 аптек. Год назад весь российский бизнес ICN был куплен за $55 млн компанией Millhouse Capital, представляющей интересы чукотского губернатора Романа Абрамовича и его партнеров. Номинальным держателем акций стала компания “Профит-хаус”, которой принадлежат башкирский фармзавод “Уфавита” и сеть аптек “Чудо-доктор”.

Российский аптечный бизнес ICN еще в конце прошлого года был объединен новыми владельцами с аптеками “Чудо-доктор”. А вот планы Millhouse относительно заводов оставались неясными: аналитики предполагали, что из пяти предприятий три или даже четыре могут быть закрыты. Теперь стало известно, что перепрофилирован будет только завод “Полифарм”, а оставшиеся четыре предприятия войдут во вновь созданную группу “Фармстандарт” — об этом говорится в выпущенном этой группой пресс-релизе. Кроме того, утверждается в сообщении, в группу в ближайшее время войдут еще два предприятия — уфимская “Уфавита” и нижегородский “Фитофарм”.

По данным “Фармстандарта”, входящие в него предприятия продали в прошлом году продукции на $108,5 млн, а в I квартале этого года — на $31,5 млн. По данным центра маркетинговых исследований “Фармэксперт”, в I квартале этого года по объему производства лидировал холдинг “Отечественные лекарства”, который произвел продукции на $30,4 млн.

“Фармстандарт” обещает инвестировать $19 млн в перевод своих заводов на стандарт GMP (good manufacturing practice), который становится обязательным для фармпредприятий с 1 января 2005 г. Объем продаж группы планируется увеличить в ближайший год на 40%.

Эксперты назвали обнародованные фармацевтической группой планы выполнимыми, хотя и называют несколько проблем. “ICN споткнулась на том, что не смогла наладить грамотное управление заводами и ассортиментную политику, — говорит председатель совета директоров группы компаний „Ремедиум“ Айдар Ишмухаметов. — „Фармстандарт“ рискует совершить похожую ошибку. Предприятия объединяются в группу не из маркетинговых соображений, а по признаку собственности. Менеджменту предстоит очень сложная задача наладить единую сбытовую политику, чтобы заводы не конкурировали друг с другом”.

Сходного мнения придерживается и генеральный директор компании “Верофарм” (дочерняя производственная структура ОАО “Аптечная сеть 36,6”) Антон Парканский. По его мнению, руководству “Фармстандарта” необходимо не наращивать производство, а прежде всего серьезно пересмотреть ассортиментную политику и сосредоточиться на производстве прибыльных препаратов, отказавшись от тех позиций, которые сейчас прибыли не приносят.

“Мы только рады, чем больше на рынке вменяемых игроков, тем лучше для всех”, — говорит гендиректор холдинга “Отечественные лекарства” Владимир Нестерук. По его мнению, “Фармстандарту” вполне по силам выполнить заявленные планы и нарастить производство на 40%. “У них для этого все есть: хорошие брэнды, производственные мощности и грамотная управленческая команда”, — рассуждает Нестерук.



Ведомости