18.06.2004

Телевидение по сто рублей



Руководитель Федерального агентства культуры и кинематографии Михаил Швыдкой выступил с предложением – чтобы наше телевидение стало качественным, за него надо платить. Платить должны, естественно, потребители – то есть зрители. А рекламы на ТВ не будет.

Руководитель Федерального агентства культуры и кинематографии Михаил Швыдкой внес приятное оживление в телевизионную жизнь, почти замершую в предвкушении конца сезона. Бывший министр выступил с предложением, суть которого сводится к следующему: чтобы наше телевидение стало качественным, за него надо платить. Платить должны, естественно, потребители – то есть зрители.
По словам Швыдкова, необходимо либо принять закон об оплате телевидения, либо ввести налог при продаже телеаппаратуры.

«Пока мы не поймем, что нация, которая поносит телевидение, в то же время не хочет платить за то, чтобы это телевидение стало другим, – всегда будем находиться в раздвоенном состоянии, – утверждает Швыдкой. – Ибо телевидение ругают те же самые люди, которые не хотят платить за то, чтобы телевидение могло делать нормальные программы».

Экс-министр полагает, что налог, если его ввести, не будет разорительным, поскольку речь идет о сумме в 100 или 200 рублей с одного телевизора. Но доход от налога позволит сделать телевидение действительно независимым от рекламодателей. А именно эта зависимость, по его мнению, и объясняет тот уровень каналов, за который их постоянно критикуют. Судя по всему, экс-министр считает, что население меняет телевизоры так же часто, как и он сам. Иначе объяснить, как именно поддерживать платное телевидение на плаву за счет налога с продаж, невозможно. Экс-министр напомнил, что система платного телевидения не нова и существовала в советские годы.

Заплати за телевизор и смотри спокойно

Июнь 2002 года – Владимир Познер заявил, что убежден в необходимости создания в России платного общественного телевидения. Телевидения, которое будет оплачиваться самими телезрителями, а не рекламодателями, властными структурами или финансово-промышленными олигархами...

«Тогда система работала просто: в цену приемника входила плата за программирование. И то телевидение, советское, было во многом замечательным, и не надо ругать его огульно, как это сейчас порой делают», – заявил Михаил Швыдкой.

Подобные идеи выдвигаются не в первый раз. В июне 2002 года президент Российской телеакадемии Владимир Познер заявил, что убежден в необходимости создания в России платного общественного телевидения.

«Я говорил конкретно об общественном телевидении, и только об общественном, которое может, по примеру BBC, содержаться за счет специального налога с населения, – пояснил «Газете.Ru» Владимир Познер. – Это в нашей стране пока довольно сложно, но можно сделать. Либо по примеру канадского CBC, которое целиком оплачивается из бюджета, но не является при этом государственным. Я говорил об этом. А говорить о просто «платном телевидении» и считать, что коммерческий канал будет зарабатывать достаточно и не будет давать рекламу – это просто незнание предмета».

Директор Национального исследовательского центра телевидения и радио Алексей Самохвалов уверен, что введение оплаты телевидения или налога на продажу телевизионной аппаратуры не приведет ни к чему хорошему.

«Введение налога на телевидение было бы оправдано, если бы создавалось общественное ТВ: наши вещатели стали бы независимыми от государства и содержались бы на этот налог», – заявил он. Большинство опрошенных экспертов скептически оценивают перспективы возникновения в России общественного телевидения в любом виде, вне зависимости от того, кто будет давать деньги – граждане или государство.

«Представить, что какой-нибудь канал, Первый или «Россия», вдруг отказывается от рекламы вообще и становится общественным каналом, который не преследует коммерческих интересов, я не могу, – поделился с «Газетой.Ru» сомнениями Андрей Слепченко, руководитель проектов компании «КОМКОН-Медиа». – Это нереально с точки зрения рынка. Я не верю, что какой-то канал может по доброй воле отказаться от постоянного источника рекламного дохода. Другое дело, что госканалы свободны лишь до какой-то степени. Но, если такое произойдет при активном участии государства, это будет замечательная инициатива, которую встретят на ура все слои населения».

Что касается инициативы Швыдкова содержать телевидение за счет зрителей, то Слепченко уверен, что население к этому не готово. «Здесь разговор идет даже не о материальных возможностях людей, которые очень невелики – и это первое препятствие, а о менталитете, – уверен он. – Люди не готовы платить за телевидение, которое всю жизнь было бесплатным. Тем более если платным станет уже существующий канал. Другое дело – создание новых форматов, за это люди готовы платить, потому что это нечто новое. А превращение в платный того пакета, который раньше был бесплатным, абсолютно бесперспективно».

Газета.RU