18.06.2004

Что покажет Москва. Открывается 26-й Международный фестиваль



Сегодня открывается 26-й Московский международный кинофестиваль. Обозреватель Ъ АНДРЕЙ ПЛАХОВ предлагает десять фестивальных фильмов, которые привлекают особенной оригинальностью, увлекательностью или скандальностью.

       "Убить Билла. Фильм второй". На открывающую фестиваль вторую часть мегапроекта Квентина Тарантино нужно идти, в обязательном порядке отсмотрев первую. Иначе трудно не только разобраться в сюжете, но главное – понять, ради чего вся эта четырехчасовая возня затевалась. В том, что господин Тарантино умеет сочинять искрометные диалоги даже без мата и снимать истребление человеческой плоти как изысканный балет, никто не сомневался. Однако лишь немногие догадывались, что за внешностью этого фрика скрывается лирик, романтик и нежная душа, принадлежащая хотя бы отчасти Уме Турман. Отныне это положение можно считать доказанным.

       "Кремастер". Имя режиссера Мэтью Берни для современного кино значит не меньше, чем для вчерашнего Федерико Феллини,– хотя у нас оно ведомо лишь специалистам. "Cremaster1", "Cremaster2", "Cremaster3", "Cremaster4" и "Cremaster5" – общий метраж этих фильмов равен по времени почти шести часам, из них третий "Кремастер" идет больше трех. Что происходит на экране, описать словами практически невозможно и обозначить придется как поток образов: шизофренических, вуайеристских и некрофильских. Но стоит втянуться – и часа через два с половиной вы уже не сможете оторваться.

       "Детали". Конкурсный шведский фильм режиссера Кристиана Петри можно определить как постбергмановский. В фильме есть несколько тем – судьбы левого движения в Европе, стерильная замкнутость шведского общества и – как символ этой замкнутости – инцест. Двое героев-мужчин после тенниса принимают душ, и один рассказывает другому про своего отца, который обучал его теннису, кажется, с шести лет, а сексуально поимел впервые в пять. Самое интересное – реакция собеседника: "Да, бывает". А вообще это очень увлекательный фильм о превратностях любви.

       "Моя мать". Раз уж речь зашла об инцесте, фильм француза Кристофа Онора займет почетное место в истории разработки этой темы. Мать – ударившаяся во все тяжкие Изабель Юппер – втягивает сына в сексуальные оргии. Сына играет Луи Гаррель, получивший первый опыт нестандартного секса на "Мечтателях" Бернардо Бертолуччи. Картина участвует в конкурсной программе "Перспективы".

       "Оккупация. Мистерии" – другой участник "Перспектив", фильм белоруса Андрея Кудиненко. Немного напоминает палестинскую "Божественную оккупацию", но гораздо жестче и грубее. Полный переворот в представлениях о том, кто такие белорусы, а кто – советские партизаны, действовавшие в годы войны на территории республики. Один из партизанских главарей – настоящий басмач, сродни сегодняшним исламским террористам. Никакой политкорректности. Первый несоветский белорусский фильм, кстати, запрещенный у себя на родине, вполне вероятно, найдет сторонников запрета и у нас.

       "Время жатвы" – самый неожиданный и, возможно, самый перспективный из российских конкурсных фильмов. Дебют в игровом кино документалистки Марины Разбежкиной немного напоминает "Возвращение" своей мистической атмосферой, но в сущности представляет собой опыт оживления и превращения в кино старых фотографий из советской колхозной жизни. Бюджет картины – около $80 тыс.– приближается к рекорду Роберта Родригеса и лишний раз доказывает, что рентабельнее инвестировать в кинематограф талант, нежели деньги.

       "Дурное воспитание". Новый фильм Педро Альмодовара не похож на предыдущие. "Испанский Билли Уайлдер", как и его американский предтеча, становится с возрастом все мрачнее. Но даже в этом мрачном фильме больше юмора и сногсшибательных моментов, чем во всем современном российском кино. Достаточно увидеть новую звезду латинского происхождения Гаэля Гарсиа Берналя в роли трансвестита, пародирующего то Сару Монтьел, то Джулию Робертс. Помимо прочего, давно забытый образец умной антиклерикальной картины.

       "Old Boy". Под таким названием фильм выйдет в российский прокат, а настоящий смысл названия – одноклассник, именно он стал причиной несчастий своего бывшего соученика, причем, как выяснилось, не на пустом месте. Интерактивный триллер а-ля Тарантино закручен согласно лучшим образцам жанра. Режиссер Чан Вук Парк уже внес свою лепту в успешную коммерциализацию корейского кино (у нас в прокате был его фильм "Объединенная зона безопасности") и продолжает в том же духе. На сей раз успех был не только национальным, но и международным: Гран-при в Канне и без пяти минут Золотая пальмовая ветвь, ушедшая в итоге к документальному "Фаренгейту 9/11" Майкла Мура – как многие считают, по сугубо политическим причинам.

       "Головой об стену" Фатиха Акина – победитель последнего Берлинале и яркое свидетельство культурной интеграции Европы. Фильм снят уроженцем Гамбурга турецкого происхождения и рассказывает о таких же иммигрантах второго поколения. Проблемы этнической адаптации на втором плане, на первый выходят те же вопросы, что волнуют и коренных жителей: отчуждение, наркомания, сексуальные и психические фрустрации. Актриса Себиль Кекилли, сыгравшая главную роль и намеренная посетить ММКФ, была уличена в том, что участвовала в съемках порнофильмов, ее партнер Бирот Юнель – звезда не только турецкой, но и немецкой артистической сцены, в театре играл даже Зигфрида из "Нибелунгов".

       "Никто не узнает" Хирокадзу Корееды – образец японского экзистенциального и мистического кино. Этот режиссер уже обратил на себя внимание фильмом "После жизни" и сейчас нашел новый потрясающий материал для раскрытия своей постоянной темы. Мать бросила четверых детей в джунглях мегаполиса – нет, не на улице, а в комфортабельной квартире, но выживать там не легче. Юный исполнитель Юя Ягира был признан лучшим актером недавнего Каннского фестиваля.
       


КоммерсантЪ