18.06.2004


"Газпром" теряет долю на западноевропейском рынке газа


“Газпром”, ранее игнорировавший директиву Евросоюза о либерализации рынка газа в Европе, теперь спешно ищет возможности для сохранения своих позиций на газовом рынке Европы. Как заявил вчера зампред правления “Газпрома” Юрий Комаров, монополист намерен увеличивать спотовые продажи газа и участвовать в приватизации дистрибьюторов газа в Восточной Европе.


В 2003 г. “Газпром” экспортировал в Европу 133,02 млрд куб. м газа по сравнению со 129 млрд куб. м газа в 2002 г. Выручка от экспорта газа за 2003 г. возросла с $14,4 млрд до $16,5 млрд. Основными покупателями российского газа были: Западная Германия (29,6 млрд куб. м), Италия (19,8 млрд куб. м), Турция (12,9 млрд куб. м), Франция (11,2 млрд куб. м) и Венгрия (10,4 млрд куб. м). В 2004 г. “Газпром” планирует экспортировать 140 млрд куб. м газа.

Директива о либерализации европейского рынка газа вступила в силу в августе 2000 г. Ее цель — предоставить всем поставщикам газа в ЕС равный доступ к газопроводам, снять запрет на реэкспорт газа и отказаться от долгосрочных экспортных контрактов в пользу спотового рынка газа. Спустя четыре года директива возымела эффект. Вчера зампред правления “Газпрома” Юрий Комаров сказал, что в 2003 г. доля монополиста на газовых рынка Франции и Германии в прошлом году снизилась.

По расчетам аналитика “Тройки Диалог” Валерия Нестерова, в 1999 г. “Газпром” поставил в Германию 35 млрд куб. м газа, что составило 56% всего газового импорта, а в 2002 г. — 32,2 млрд куб. м газа (48% импорта). “Вопрос, сумеет ли монополист восстановить эту долю и, главное, удержать, — говорит Нестеров. — Спрос на газ в Европе растет на 2-3% в год”. По его расчетам, чтобы сохранить свои позиции на рынке Германии, “Газпром” должен увеличить туда экспорт до 45 млрд куб. м газа к 2010 г., а во Францию — до 18 млрд куб. м газа.

При этом, как отмечает аналитик банка “Зенит” Сергей Суверов, ситуация осложнилась еще и тем, что “Газпрому” так и не удалось стать серьезным игроком на сбытовом рынке газа Европы. В феврале 2002 г. “Газпром” не стал реализовывать опцион на выкуп у Wintershall 15% акций в их совместном предприятии — немецком дистрибьюторе газа Wingas, оставшись в СП миноритарным акционером. А в декабре прошлого года “Газпром” не смог убедить своих партнеров Ruhrgas и E. ON продать ему 32,1% акций крупнейшего дистрибьютора газа в Восточной Германии — Verbundnetz Gas. А опцион на выкуп доли в словацкой газораспределительной компании SPP отложен до середины следующего года.

Чтобы удержать позиции на газовом рынке Европы, по словам Комарова, “Газпром” собирается наращивать спотовые поставки газа. В 2004 г. объем поставок по спотовым контрактам вырастет в два раза — до 4 млрд куб. м газа, а к 2008 г. — в 4-5 раз до 8-10 млрд куб. м газа в год.

Не сумев завоевать дистрибьюторский рынок Западной Европы, “Газпром” теперь намерен сделать упор на страны бывшего социалистического лагеря. По словам Комарова, монополист будет участвовать в приватизации газовых предприятий Словакии, Венгрии, Румынии и Болгарии. “Скорее всего, мы будем участвовать на условиях проектного финансирования, и наши собственные средства не превысят 25% от стоимости приобретаемого актива”, — уточнил он.

“Спотовые операции действительно принесут монополисту дополнительную прибыль, — соглашается Сергей Глазер из Vostok Nafta. — Но, на мой взгляд, для „Газпрома“ сейчас важнее приобретать не дистрибьюторов в Восточной Европе, а подземные хранилища газа (ПХГ). Тогда он сможет закачивать туда более дешевый „летний“ газ и перепродавать его зимой”.

А аналитик “Зенита” Сергей Суверов считает, что “Газпром” поздно спохватился и теперь серьезную угрозу для его экспорта представляет растущее в Европе предложение сжиженного газа. “Серьезно могут пострадать его позиции и в Турции, которая через несколько лет начнет закупать азербайджанский газ, и на юге Европы”, — говорит Суверов.



Ведомости