18.06.2004

Студенческий Интернет. Основные пользователи Wi-Fi российские учащиеся и иностранные бизнесмены


Широко разрекламированная технология Wi-Fi, позволяющая на высоких скоростях выходить в Интернет прямо из кафе, холла гостиницы или аэропорта, остается в России диковинкой. По оценкам J'son & Partners, к концу года в России будет около 140 точек доступа, тогда как в целом по миру их будет в 1000 раз больше.


Wi-Fi (от англ. Wireless Fidelity) — стандарт широкополосной беспроводной связи. Wi-Fi используется для организации беспроводных локальных компьютерных сетей, а также для создания точек высокоскоростного доступа в Интернет (так называемых хот-спотов от английского hot-spot) в местах скопления пользователей ноутбуков — аэропортах, бизнес-центрах, гостиницах и т. п.

По данным J'son & Partners, в конце прошлого года в мире было 43 000 точки доступа по технологии Wi-Fi, а к концу I квартала их число увеличилось до 110 500. В течение этого года аналитики ожидают 225%-ный рост рынка и предполагают, что к декабрю в мире будет 140 000 точек доступа. Сегодня 49% точек расположено в Азии, 28% — в США, 23% — в Европе.

В России этот рынок куда скромнее. По оценкам J'son & Partners, в июне этого года в стране было лишь 85 точек коммерческого доступа в Интернет по этой технологии (из них в Москве — 47 точек), организованных девятью компаниями-провайдерами. Тариф за использование услуги Wi-Fi находится в диапазоне от $6 до $10 в час.

Точки доступа располагаются главным образом в отелях, кофейнях и ресторанах. Предоставление Wi-Fi в регионах началось в Самаре, и аналитики полагают, что ближайшие 18 месяцев станут периодом массового проникновения Wi-Fi в регионы России. Сотовые операторы “большой тройки” — МТС, “ВымпелКом” и “МегаФон”, а также несколько альтернативных операторов тестируют Wi-Fi в Москве и Санкт-Петербурге.

В J'son & Partners полагают, что к концу года в Москве будет 140-150 точек доступа. Правда, их может оказаться и больше — так, компания “Ростик Групп”, управляющая 80 московскими ресторанами, совместно с компанией “Таском” уже развернула девять точек Wi-Fi и обещает к концу 2004 г. подключить к Интернету еще 70 ресторанов.

Аналитики J'son & Partners ожидают, что к 2007 г. в России появится 1000 “хот-спотов”. По их оценке, наиболее заметные игроки московского рынка Wi-Fi — компании “Моском”, “Таском”, eWi-Fi, Golden Telecom, “Эквант”, Wiland Ltd. и “ВымпелКом”. При этом эксперты оценивали только публичные точки доступа и не учитывали операторов корпоративных сетей, построенных на этой технологии. Сегодня в России около 1200-1400 активных пользователей Wi-Fi.

Руководитель подразделения по маркетингу и развитию продуктов Golden Telecom Федор Крупянский рассказал “Ведомостям”, что его компания обслуживает восемь точек Wi-Fi в крупных гостиницах. В отличие от конкурентов, строящих “хот-споты” в кафе и аэропортах, Golden Telecom делает ставку главным образом на иностранных бизнесменов, останавливающихся в дорогих отелях. Крупянский считает, что в кафе и на открытых местах доступ по технологии Wi-Fi востребован меньше, чем в гостиницах или бизнес-центрах. По его словам, пока сеть Wi-Fi в гостинице приносит тысячи долларов в месяц.

Аналитик J'son & Partners Анна Орлова говорит, что сегодня наибольшую часть пользователей Wi-Fi составляют студенты, однако основную часть доходов (около 70%) приносят бизнесмены, в том числе и иностранные. Российские деловые люди также активно используют Wi-Fi. По оценкам компании, от 400 до 600 российских бизнесменов активно используют эту услугу.

В то же время в компании отмечают, что сегодня нельзя говорить о каких-либо значительных доходах этого сегмента рынка. Так, по оценкам J'son & Partners, общая сумма ежемесячных доходов от Wi-Fi, предоставляемого в московских отелях, составляет около $50 000, однако в будущем она будет существенно расти.

Другие аналитики относятся к перспективам Wi-Fi в России с некоторым скепсисом. “Количество точек беспроводного доступа растет высокими темпами, однако это отнюдь не означает революции на этом рынке”, — отмечает аналитик компании “Финам” Олег Шенкер. По его словам, трехзначные темпы роста — это лишь следствие слишком малого количества точек. По мнению Шенкера, телекоммуникационные операторы охотно тестируют технологию Wi-Fi, однако пока это делается ради имиджа, поскольку круг потенциальных пользователей этой услуги слишком узок.

Перспективы этого рынка Шенкер оценивает довольно пессимистично. По его словам, реальные доходы провайдеры Wi-Fi получают от “горстки бизнесменов”, размер которой не будет расти такими же темпами, как количество точек. “В итоге это приведет лишь к росту конкуренции и эрозии доходов”, — заключает аналитик.



Ведомости