21.06.2004

Сотрудники американских СМИ обеспокоены проблемой экономического прессинга на газеты, журналы, теле- и радиокомпании



Оказывается, не только российские журналисты в своей массе имеют основания жаловаться на небольшие доходы, приоритет прибыльности перед профессионализмом, на условия профессиональной деятельности. Оказывается, что многие сотрудники американских СМИ тоже серьёзно обеспокоены проблемой экономического прессинга на их газеты, журналы, теле- и радиокомпании, и многими другими проблемами.
По их мнению, руководство СМИ озабочено лишь прибылью, которую приносят газеты, журналы, теле- и радиокомпании. Эта ситуация крайне негативно сказывается на результатах работы журналистов, а также снижает уровень доверия зрителей и читателей. При этом, журналисты высоко оценили результаты работы крупнейших общенациональных газет США и интернет- сайтов информационных агентств.
Эти выводы были сделаны авторами опроса, проведенного Исследовательским Центром Пью для Народа и Прессы\The Pew Research Center for the People and Press. Подобное исследование проводится каждые пять лет среди американских журналистов, редакторов, продюсеров и других специалистов, занятых в сфере производства новостей.
Выяснилось, что не все хорошо в «датском королевстве» - большинство журналистов пессимистично оценивают нынешние условия своей работы, считая, что стремление их СМИ получать максимум прибыли негативно сказывается на результатах их профессиональной деятельности. Больше половины руководителей общенациональных СМИ заявили, что экономическая ситуация влияет на работу их редакций.
Примерно половина опрошенных сотрудников газет и журналов отметили, что количество сотрудников в редакциях заметно уменьшилось за последние три года в результате сокращений. 86% американских журналистов говорят о том, что их руководство старается избегать освещения щекотливых и неоднозначных вопросов. Больше половины работников СМИ, участвовавших в опросе уверены, что американская пресса «взяла неправильный курс» и ведёт себя «слишком робко и застенчиво». 52% журналистов отметили, что новостные репортажи всё чаще выглядят «сырыми и недоработанными», и что в них резко возросло количество фактических ошибок. По мнению респондентов, это происходит из-за нехватки персонала. У оставшихся на своих местах журналистов элементарно не хватает времени, чтобы подготовить хороший, качественный материал.
Специалисты Колумбийского Университета\Columbia University, проанализировавшие отношение американского общества к деятельности прессы, сделали неутешительные для журналистов выводы. По данным этого исследования, многие американцы ныне считают, что журналисты стали «менее профессиональными, более аморальными и предвзятыми людьми, которые не задумываются о своих ошибках», а «американская журналистика теперь чаще не информирует, а развлекает общество».
Опрос службы Gallup, проведенный в конце 2003 года, показал, что лишь 36% американцев доверяют средствам массовой информации. В 1989 году этот показатель был равен 54%.
Складывается ощущение, что журналистика, вместе со всем миром, переживает некий период упадка, который вероятно, может повернуть к подъему только какое-нибудь событие мирового масштаба. Хотелось бы, чтобы это событие было благоприятным как для журналистов, так и для всех остальных. А пока российские коллеги и их аудитория могут найти хоть какое-то утешение в том, что и американская журналистика живет не так благостно, как казалось со стороны. // КМ

Витрина читающей России