21.06.2004

Дискеты навсегда. Рынок флоппи-дисков не спешит умирать


В конце прошлого десятилетия эксперты компьютерного рынка единодушно уверяли: время 3,5-дюймовых дискет, или флоппи-дисков, уходит — еще год-два, и они будут вытеснены с рынка. Рынок дискет действительно сокращается, но куда медленнее, чем предсказывали.


Первый 3,5-дюймовый компьютерный дисковод создала Sony в 1984 г. В них использовались дискеты емкостью 720 Кбайт. Три года спустя их емкость была удвоена до 1,44 Мбайт. По данным IDC, полностью вытеснить с мирового рынка дискеты соперничающего формата – размером 5,25 дюйма, объемом до 1,2 Мбайт – 3,5-дюймовые дискеты сумели только к 1997 г. К этому времени объем российского рынка дискет, по подсчетам компании Ergodata, составлял $25 млн в год.

К началу нового столетия на рынке появились десятки носителей, способных заменить стандартные дискеты: устройства для Zip-драйвов, перезаписываемые CD, карты флэш-памяти. Исследовательская компания Dataquest выпустила в 1999 г. отчет, в котором предсказала полное вымирание дискет к 2005 г. Однако, по данным компании Imation, последние годы рынок дискет сохранял свой объем. В 2003 г. во всем мире было продано около 1,5 млрд дискет. На Европу пришлось 420 млн, из них на Восточную Европу и Россию — 105 млн. Исследователи из Magnetic Media Information Services приводят другую цифру общемировых продаж дискет — около

1 млрд штук, но и они не отмечают уменьшения рынка.

Объем российского рынка дискет колеблется от 2 млн до 3 млн носителей в месяц. У наших соотечественников наиболее популярны дискеты производства Verbatim, Imation, Emtec/BASF и TDK (лидирует на рынке Verbatim, на продукцию которой приходится примерно 25% от всех продаж). Единого мнения относительно динамики продаж дискет от года к году у игроков рынка нет. Так, например, в компании TDK считают, что отечественный рынок флоппи-дисков медленно, но все же умирает. “Этот процесс замедлен из-за регионов, но в Москве дискеты активно вытесняются другими носителями”, — заявил представитель компании. “Доля дискет на рынке магнитных носителей незначительно снижается, — согласен с этим мнением Анвар Давлетшин, директор по продукции компании Ergodata. — Дискетами пользуются в основном домашние пользователи в глубинке да бухгалтерии небольших и средних компаний.

А вот коммерческий директор компании NAK Microware Дмитрий Смирнов, наоборот, уверен, что продажам дискет ничего не угрожает. В NAK 42% продаж приходится на различные носители информации, и из них 20-30% — дискеты.

Эксперты называют несколько причин неослабевающей популярности дискет. Во-первых, это достаточно высокая стоимость альтернативных устройств — карт флэш-памяти и магнитооптических дисков. Во-вторых, дискеты часто используются для хранения информации, с помощью которой можно восстановить работоспособность компьютера после сбоя. Так, например, операционная система Windows XP во время установки на компьютер предлагает пользователям сделать “загрузочную” дискету.

Но самой главной причиной “живучести” дискет является, пожалуй, дешевизна дисководов, продающихся не дороже $10. По мнению сотрудника компании Excimer Дениса Колчина, сегодня более 90% всех продаваемых компьютеров в России оснащены приводами для чтения дискет. Владимир Шибанов, генеральный директор компании “Аквариус” говорит, что все компьютеры и серверы “Аквариуса” оснащены дисководами. “99% ПК, установленных у корпоративных заказчиков, оснащены флоппи-драйвами, поэтому рынок носителей для этих устройств будет жить еще долго”, — говорит он.

“Рынок продаж ПК в 2003 г. рос в основном за счет корпоративных поставок. Поэтому рост рынка флоппи-дисков был примерно таким же”, — говорит представитель другой крупной компании — сборщика компьютеров. По данным IDC, рост рынка ПК в России в I квартале 2004 г. составил 32,2% по сравнению с прошлым годом — всего за первые три месяца года было продано более 1 млн компьютеров.



Ведомости