21.06.2004

Южно-африканские телеканалы отказались запускать в эфир рекламу Музея Апартеида



Южно-африканский Музей Апартеида пытается запустить телевизионную рекламную кампанию, в которой обыгрываются расистские шутки. Две сети отказались выпускать ролики в эфир, заявив, что они оскорбительны, но Музей пытается доказать свою правоту, утверждая, что страна должна признать существование расизма. Мнения по поводу того, поможет ли эта кампанию или помешает примирению многонационального и разнорасового населения ЮАР разделились.

В одной из работ белый человек перед камерой говорит: "Как не дать утонуть чернокожему?" Сам же и отвечает: "Убрать свою ногу с его головы". В другой работе разыгрывается другая шутка, чернокожий спрашивает: "Если два африканца, одни толстый, а другой худой, спрыгнут со скалы, кто умрет первым?" Ответ: "Кого это заботит?". В третьем ролике индиец шутит: "Чем отличается еврей от змеи? Один - хладнокровное порождение сатаны, другая - змея". В конце каждого ролика следует текст: "Если вам кажется это смешным, то мы докажем, что это не так", далее следует логотип музея.

Государственному телеканалу SABC еще придется решить, выпускать ли такие ролики в эфир, а вот два частных - eTV and Mnet - отказались, заявив, что работы оскорбительны и выполнены в дурном вкусе. На это директор музея Кристофер Тил сказал, что эти запреты возвращают ЮАР в эру апартеида и противоречат конституции, в которой закреплена свобода слова. Наследие десятилетнего правления белого меньшинства до сих пор дает о себе знать в ЮАР. "Реклама отражает реальность, хоть и неприемлемую. Я думаю, мы не должны подвергать цензуре сами себя. Музей - это не просто хранилище исторических ценностей, но и отражение сегодняшнего общества", - заявил г-н Тил.

Хотя и Отдел рекламных стандартов установил правила приемлемости и вкуса в рекламе, но они касаются только тех работ, которые были показаны в эфире.

Луис Гавин, глава йоханесбургского офиса агентства TBWA/ Gavin/Reddy, которое создавало кампанию, надеется, что ролики скоро выйдут в эфир. Он признает, что шутки шокирующие, но добавляет, что именно так шутят на барбекю в ЮАР. "Нельзя быть милым и демонстрировать хорошие манеры в таких вопросах. Я думаю, что это правильно, что в такой рекламе показано уродство", - говорит он.

Но некоторые считают, что такая реклама не будет способствовать примирению, а только разожжет расизм. Бронуин Харрис из Центра по изучению насилия и примирения сказал, что подобная реклама только подливает масла в огонь. Люди, которые не разделяют интернациональных взглядов, не сядут в свои машины и не поедут в Музей.

Отношения между черным большинством, белыми и индийцами остаются напряженными в ЮАР. В прошлом году радиостанция Кейптауна была оштрафована за употребление сленгового названия чернокожих потомков голландских поселенцев. Недавно комиссия по правам человека постановила незаконным использование слогана "убей бура, убей фермера" - девиз союзников по анти-апартеидовской коалиции.

Но Зизи Кодва, пресс-секретарь молодежной лиги ANC считает, что рекламу нужно выпустить в эфир. "ЮАР готова к этому. До некоторой степени, ролики отражают реалии жизни".

С момента открытия в 2001 году Музей Апартеида, который находится на окраине Йоханесбурга и своим видом напоминает тюрьму, завоевывает славу жесткого борца с угнетением.
По материалам guardian.co.uk