21.06.2004

Cannes Lions-2004: "А, может быть, корова?.."

Вчера в Каннах стартовал 51-й международный фестиваль рекламы Cannes Lions. С Лазурного берега передает обозреватель Sostav.ru Влад Васюхин

Репортаж первый. 21 июня.

"А вот Ярик уверен в своей победе на 120 процентов!.."
"Блажен, кто верует, - тепло ему на свете!.."

В зигзагообразной очереди на паспортный контроль дышали друг другу в затылки несколько известных рекламных лиц, и обмен репликами касался в основном "Каннских Львов", в объятия которых мы собственно и спешили. Да и после, в самолете, разговоры вертелись вокруг да около наших "видов на урожай" (ну и отвратительной аэрофлотовской еды).

Поясню: Ярик - это недавно испеченный академик рекламы и давно известный режиссер Ярослав Чеважевский, снявший в этом году по заказу компании Вимм-Билль-Данн два "каннских" ролика. Про наполеоновские амбиции ВБД и про эту рекламу, особенно, для торговой марки "Кубанская буренка", где два брата-акробата остервенело делят наследство, сказано уже много. Пилить опилки не буду. Давайте дождемся вердикта жюри во главе с Пьюшем Пандеем (Piyush Pandey), креативным директором Ogilvy&Mather Индия, а пока же пусть Ярослав продолжает верить в свое каннское "золото".

Кстати, среди прилетевших и прилетающих на фестиваль Чеважевского почему-то нет. Но зато среди 92 россиян, внесенных в официальный список участников, много представителей Вимм-Билль-Данна и агентства BBDO, включая со-президентов Игоря Лутца и Эллу Стюарт (именно BBDO придумало сценарий про молоко, которое продлевает жизнь). Говорят, Вимм-Билль-Данн специально нанял некое PR-агентство для популяризации на Cannes Lions своих роликов (пока усилия незаметны, кубанских буренок вдоль по Круазетт никто не гоняет) и стал одним из спонсоров традиционной русской вечеринки, которая пройдет 24 июня. Ну что же, наберемся терпения: интрига близка к развязке. Боюсь накаркать, но с "Кубанской буренкой" может выйти та же петрушка, что с участием певицы Юли Савичевой в конкурсе Евровидения и футбольной сборной России в Euro-2004. Много пиара, много шума и… ничего. А, может, корова и в самом деле что-нибудь, да отхватит. Но, увы, от утверждения, что эта награда была "куплена" ВБД тогда не избавиться…

Не только глава студии "Ярче!" и молочно-соковые короли надеются на признание самого авторитетного рекламного смотра. Скажем, Алексей Фильков, креативный директор FCB Media Arts, уверен, что есть шансы у его рекламы для "Ренессанс Страхования". Я, к сожалению, подобного оптимизма не разделяю. В самолете мы с Алексеем сидели неподалеку и, как всегда, оживленно болтали-спорили, в том числе о сделанной его агентством рекламе для того же "Аэрофлота". В свое время я довольно резко оценил эту серию, а во время полета убедился, что был прав. И никакие ролики про "потому что родное" и "потому что душевно" не исправят впечатления от жесткой рыбы и жидкого кофе.

Понятно, что каннская битва за статуэтки будет, как всегда, напряженной: в пяти конкурсах представлено 18 705 работ (на 14 процентов больше, чем в прошлом году). И у большинства российских участников шансы войти в шорт-лист близки к нулю. Но разве не любопытно будет узнать, как отреагирует каннское жюри на известную и награжденную уже "золотом" Порторожа, Москвы и Киева серию McCann Erickson для Nescafe? На последней Epica Awards полярники со своими красными кружками, увы, пролетели. А как будет здесь? Во всяком случае, первые лица московского McCann - в списках делегатов.

Конечно, пожелаем успеха всем соотечественникам, ведь за последние шесть лет ни российские ролики, ни постеры, наград в Каннах не получали. Но я лично делаю ставку на Андрея Логвина и его гениальную картинку для журнала "Финанс", ту самую - с сексуально озабоченными долларом и евро.

Еще одна новость, достойная упоминания: после долгой паузы в международном жюри снова есть представитель России: сейчас работы в номинации Press & Outdoor оценивает арт-директор московского Lowe Adventa Анна Гладкова. Анна известна не только благодаря своей деятельности в рекламных агентствах Lintas, McCann, DDB, но и как… жена Ивана Чимбурова, креативного директора "Видео Интернешнл" и мать его сына Федора.

Четыре года назад в одном интервью Чимбуров (который тоже когда-то был каннским судьей, а на этот раз приехал в качестве мужа и даже в списках проходит как представитель Lowe Adventa), признался: "У меня кто-то из наших спрашивал: чем ты будешь счастлив потом, через много лет? Так вот через 20 лет я буду председателем жюри Каннского фестиваля, и вне зависимости от меня Федор Иванович станет там лучшим молодым креатором, а Аня получит своего "Золотого Льва"..."

Конечно, счастье каждый понимает по-своему, но если для Ивана Чимбурова его рекламное счастье связано исключительно с "Каннскими львами" (или такого мнения он придерживался в 2000 году), то можно считать, что жизнь почти удалась! Осталось дождаться достижений Федора Ивановича…

Что же касается нынешних участников конкурса молодых креаторов, проходящего в рамках Cannes Lions c 1992 года, то заявлено 36 команд из 35 стран. Как выступили россияне Ирина Бажанова и Виталий Шепелев, мы узнаем вечером 22 июня, когда огласят тройку победителей.

…Фестиваль начался вчера, 20 июня. Без речей и фейерверков - они впереди, по-деловому, негромко. Было предложено пять семинаров, в том числе, по он-лайновому брэнд маркетингу, организованный компанией Yahoo!, и от компании Weber Shandwick с интригующим названием: "Почему у PR такой плохой PR?" Эти и другие выступления авторитетных специалистов, топ-менеджеров известных компаний, проходили в рамках двух программ - Media Lions и Lions Direct. Большого ажиотажа они не вызвали: во-первых, воскресение, многие делегаты только прибывают. Во-вторых, на Лазурном берегу прекрасная погода, солнечно, хотя и ветрено... Вот сегодня, уверен, Дворец фестивалей загудит, как огромный улей. Будут объявлены первые финалисты - конкурсов печатной и наружной рекламы, медиа и директ-маркетинга. Откроется выставка финалистов этих конкурсов. И начиная с девяти утра, пройдет шесть семинаров. Один из них планирую посетить обязательно, он подготовлен Procter&Gamble, а называется так: "Медиа и креатив: курица или яйцо?"

За организацию поездки редакция благодарит Ассоциацию коммуникационных агентств России (АКАР) и рекламную группу Depot WPF.