22.06.2004

Футбол по телевизору нельзя



Российские каналы, кроме «Первого» и «России», не только не транслируют матчей чемпионата Европы по футболу, но даже не показывают интересных моментов и голов – только пересказ игр на фоне фотографий. Таковы условия контракта УЕФА, куда еще входит запрет на прерывание футбола рекламой. Но каналы внакладе не останутся.

«Первый» и «Россия» приобрели право транслировать матчи чемпионата Европы по футболу, поскольку входят в число членов Европейского союза телевещателей. И «Первый», и «Россия» практически все встречи показывают в прямом эфире. Исключение – третьи поединки группового раунда: оба матча во всех четырех группах начинаются одновременно, а потому была заключена джентльменская договоренность о том, что один из каналов работает «прямо», другой – в записи. Абсолютно все игры, впрямую транслируемые «Россией», повторяются на канале «Спорт» в записи, причем с таким расчетом, чтобы российские болельщики, живущие в разных часовых поясах, могли смотреть матчи в удобное для них время.

Каналы, не имеющие сублицензии от «Первого» и «России», не могут показывать движущуюся картинку – это жесткое правило. По крайней мере, во время чемпионата – только стоп-кадры. «Россия» и «Первый» предложили кусочки записей, но за деньги, каналы отказались и теперь лишены возможности заработать на еврофутболе.

Чемпионат Европы по футболу стал самым главным телесобытием для московской аудитории. Максимальный интерес у нее вызвал матч Россия–Испания, который в прямом эфире транслировал канал «Россия». Хотя матч начался в 22.25 и закончился около часа ночи, объем аудитории на протяжении всей трансляции не снижался и стал самым рейтинговым проектом недели.

Рейтинг трансляции этого матча позволил «России» стать лидером 12 июня в Москве с результатом 24,1% («Первый канал» – 21,4%, НТВ – 11,6%).

Правда, два года назад на чемпионате мира во время игры российской сборной доля была 75% – практически абсолютный рекорд в истории российского телевидения, за исключением разве что новогоднего поздравления президента.

Российского зрителя интересуют не только матчи с участием нашей сборной. В прайм-тайм 12 июня лидерство принадлежало «Первому каналу» – и опять же благодаря футболу. Открытие чемпионата и первый матч между сборными Португалии и Греции, которые «Первый» транслировал друг за другом, перенеся ради этого программу «Время» на 22.00, также вошли в число самых популярных проектов недели.

В обмен на матч открытия «Россия» получила финал чемпионата Европы 4 июля. В среднем доля москвичей, смотрящих футбол на «Первом канале» и «России», составляет 20% от всех включивших телевизор.

Для достижения максимального коммерческого результата «Первый» и «Россия» на время чемпионата Европы по футболу изменили сетки вещания. Большинство трансляций на «России» начинается в 19.50, так что программы «Вести» и «Вести. Местное время» выходят на час раньше.

На «Первом» большая часть матчей начинается в 22.35. Соответственно, ночной выпуск программы «Время» тоже поменял место в сетке – он появится в эфире после окончания трансляции, а не в 23.30, как было раньше.

Причем оба госканала в выходные дни ставили вокруг футбольных матчей наиболее выигрышные проекты, позволяющие удерживать аудиторию на канале и после окончания футбола, не давая ей возможности уходить к конкуренту.

Это позволяет с уверенностью утверждать, что хотя российской сборной не удалось выбраться за пределы группы, интерес к чемпионату и, следовательно, заработки каналов не станут меньше.

Покупка прав на трансляцию матчей обходится в среднем в $20 млн. Но запрет УЕФА прерывать футбол рекламой не мешает каналам окупить затраты. Рекламные блоки продолжительностью по 5–10 минут обрамляют начало и конец трансляции и занимают собой едва ли не весь перерыв между таймами. Каналы пускаются даже на маленькие хитрости: в обозначенное в программе передач время матч не начинается.

Для начала показывают стадион с болельщиками, футбольное поле, комментатор сообщает, кто будет играть, затем идет рекламный блок, и только после него начинается сама игра. В перерыве зрителей тоже не отпускают: небольшие комментарии – и вновь реклама (одна минута рекламы на «Первом» или «России» стоит $25–30 тыс., в два раза больше, чем в нефутбольный период – такие расценки сравнимы разве что с новогодними). Но рекламу нужно купить пакетом, а не поминутно, а потом ее разобьют на 30- и 15-секундные ролики. Так что, по самым скромным подсчетам, «Первый» и «Россия» заработают на «Евро-2004» более $10 млн.

На канале «Спорт» ситуация иная. Здесь цена рекламной минуты во время чемпионата Европы составляет $9 тыс. «Спорт» покажет все матчи дважды. И стоимость 62 минут рекламы (с учетом скидок) обойдется в $237 тыс.

Специализированный платный спортивный канал «НТВ плюс спорт» решил отказаться от трансляции матчей чемпионата Европы по футболу. По словам Алексея Буркова, директора спортивных программ «НТВ-плюс», незачем тратить минимум миллион долларов, в который каналу обошлись бы покупка сублицензии, выезд спортивных комментаторов и каналы связи, если все подписчики в любом случае смогут посмотреть чемпионат по «Первому», «России» и «Спорту».

Так что и НТВ пришлось обойтись комментариями без видеоряда.

«Чаще всего картинка в новостях появляется потому, что все телекомпании подписываются на обмен новостными сюжетами», – пояснил «Газете.Ru» директор по программированию компании «НТВ-плюс» Владимир Горбачев. – «Если событие очень серьезное и дорогостоящее, права надо покупать отдельно. И неважно, хотите ли вы показать маленький фрагмент в новостях или полностью транслировать матч. На сегодняшний день у НТВ еще нет прав и на Олимпиаду».

Газета.RU