22.06.2004

Для продажи на Запад. Ульяновский завод возродил серийное производство "Русланов"



В пятницу на Ульяновском заводе "Авиастар-СП" состоялась передача авиакомпании "Полет" тяжелого транспортного самолета Ан-124-100 "Руслан". Это второй "Руслан", поступивший в российские авиакомпании, после воскрешения строительства уникальной машины в 2001 году. В ангарах "Авиастара" находятся еще два фюзеляжа Ан-124, заказчиков для которых будут искать за границей.

Несмотря на востребованность Ан-124, его серийное производство было прекращено в 1994 году. Обновление парка "Русланов" в последнее время осуществляется двумя путями - модернизацией военных Ан-124 и достройкой планеров, находящихся в цехах Ульяновского авиазавода еще с советских времен. Первый "Руслан" воскресила авиакомпания "Волга-Днепр": полученный в мае самолет обошелся перевозчику в $29,9 млн. Такую же сумму заплатил и "Полет". Но у "Волги-Днепра" "Руслан" вышел модернизированным - его грузоподъемность увеличена со 120 до 150 тонн.

"Сегодня стратегическая задача крупнейших отечественных грузовых авиакомпаний состоит в том, чтобы самим возродить производство модернизированных "Русланов" и начать продавать часть выпущенных самолетов на Запад", - сказал председатель совета директоров компании "Волга-Днепр" Алексей Исайкин.

Воскрешают "Русланы" россияне вместе с разработчиком самолета - АНТК им. Антонова. Подобные прецеденты в истории мирового авиапрома есть. Несколько лет назад после почти 20-летней паузы был возобновлен выпуск американского транспортного, тоже рампового (выгрузка осуществляется со стороны хвоста) самолета С-130 "Геркулес". Правда, стоит отметить, что грузоподъемность "Геркулеса" составляет всего лишь 20 тонн.

Эксплуатанты решили возобновить производство Ан-124-100 для его продажи на Запад. Новые машины будут модифицированными, с грузоподъемностью до 150 тонн. Подобных аналогов в мире нет. "Русланы" обслуживают рынок перевозки уникальных крупногабаритных грузов, где сегодня существует славянская монополия: 51% контролирует "Волга-Днепр" (10 машин), 40% - украинская компания "Авиалинии Антонова" и 9% у "Полета", у которых по 8 самолетов. Кроме того, перевозками занимаются и военные, у которых около 20 "Русланов". Ближайший аналог российского тяжеловоза - американский С-5В ("Гэлакси") практически не участвует в коммерческих перевозках. Поэтому "Волга-Днепр" стала одним из подрядчиков Пентагона при переброске военнослужащих и бронетехники армии США в район Персидского залива перед войной с Ираком. "Полет" также сотрудничает с американскими военными. Именно на долю этой компании выпала миссия по возвращению на родину захваченного китайскими ВВС американского самолета-разведчика EP-3.

"Рынок коммерческих перевозок для наших самолетов постоянно растет, для выполнения всех заказов нам просто не хватает самолетов, - сказал "Известиям" первый заместитель генерального директора "Полета" Борис Ногинский. - Потому появление нового "Руслана" очень значимое для нас событие. Уже со следующей недели этот воздушный тяжеловоз приступит к выполнению регулярных коммерческих рейсов. Скорее всего это будут заказы из Западной Европы или Канады".

Ан-124-100 - самый большой в мире серийно выпускаемый транспортный самолет, модернизированный вариант которого способен поднимать в воздух до 120 тонн грузов. Максимальный взлетный вес машины 402 тонны. Примерная стоимость самолета Ан-124-100 оценивается в $25-30 млн. Машина создавалась в интересах Минобороны и может перевезти до четырех вертолетов Ми-8, трех истребителей МиГ-29 или штурмовиков Су-25. Маркетинговые исследования показали, что уже к 2017 году мировой авиарынок может востребовать до 100 новых "Русланов". На этих самолетах планируется полностью заменить авионику, увеличить грузоподъемность самолета до 150 тонн и установить модернизированные двигатели. Глава Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александр Нерадько считает, что возобновление производства Ан-124 станет реальным стартом возрождения авиапромышленности России и Украины.

"Новый самолет подобного класса позволит России еще больше укрепить свое положение на мировом рынке авиаперевозчиков, - говорит гендиректор "Авиастар-СП" Виктор Михайлов. - Для завода это также знаковое событие, так как позволяет надеяться на улучшение нашей экономической ситуации, увеличение роста заказов".

Сегодня в цехах "Авиастара" находятся в равной степени готовности еще два "Руслана". Идет строительство сразу 9 самолетов Ту-204 (5 из них предназначены для Китая, 4 - для российских авиакомпаний). По словам Михайлова, в ближайшее время может быть подписан контракт с Ливией еще на 4 "тушки".

Известия