24.06.2004

Полный комплект. Столичные сети бытовой электроники захватывают Самару


Самарский рынок бытовой техники стал одним из самых привлекательных для столичных ритейлоров. В июне “МИР” открыл здесь свой первый магазин, а в августе собирается открыть второй, “М.Видео” в этом году увеличит свою сеть до трех магазинов, расширяться планирует и “Эльдорадо”.


Наиболее крупными компаниями, торгующими в Самаре бытовой техникой и электроникой, являются московские “Эльдорадо” – семь магазинов, “М.Видео” и “Техносила” – по два магазина, “МИР” – один магазин, а также самарские “Саттелит” (восемь магазинов) и “432” – два магазина.

Первой пришла в Самару компания “Эльдорадо”, открыв магазин осенью 1994 г. “М.Видео” открыла здесь два своих магазина в 2001 г., а весной 2002 г. в городе появился магазин “Техносилы”.

Последней из крупных московским компаний, вышедших на самарский рынок, стала “МИР”. В июне компания открыла первый магазин площадью более 1700 кв. м в здании торгово-офисного центра Sky City на Московском шоссе. А в августе намерены открыть второй магазин в торговом центре “Форум”. Инвестиции в открытие каждого магазина в “МИРе” оценивают примерно в $1 млн.

Гендиректор компании “МИР” Евгений Кабанов объясняет интерес к Самаре тем, что местный рынок бытовой электроники еще недостаточно развит, а рост доходов горожан способствует покупательской активности. Коммерческий директор “МИРа” Борис Путинцев указывает, что рынок Самары — четвертый в России по емкости после Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Его объем в компании оценивают в $120-130 млн в год. Для сравнения, емкость Нижегородского рынка — $180-200 млн, что объясняется большим количеством жителей. При этом средние розничные цены на электробытовую технику в Самаре, по данным “МИРа”, на 6-8% выше, чем в Нижнем, что связано с более высокой покупательской способностью самарцев. Вероятно, поэтому ни МИР, ни “Техносила” до сих пор не появились в Нижнем Новгороде. Московские цены, по словам Путинцева, выше самарских еще на 5-15%.

У самарского рынка есть резервы еще на несколько лет вперед, говорит директор самарского регионального центра “М.Видео” Игорь Фрыгин. Сейчас компания подбирает место для открытия своего третьего магазина в городе. Но и на этом, по словам Фрыгина, компания останавливаться не планирует.

В “Эльдорадо” тоже сообщили, что собираются открыть в 2004 г. новые магазины в Самаре, но их количество не назвали.

Сотрудник “Эльдорадо”, просивший не называть его имя, сказал, что сегодня по обороту в регионе лидирует его компания, а далее идут “М.Видео”, “Техносила” и “Саттелит”. Путинцев из “МИРа” говорит, что у “М.Видео” и “Техносилы” доли примерно равны, а доля “Эльдорадо” больше, но незначительно. А Фрыгин оценивает объемы продаж московских компаний как примерно равные. “Несмотря на большее количество магазинов "Эльдорадо", торговые площади у нас равны, и товарооборот у "М.Видео" не меньше”, — уверяет он.

Как заявил на условиях анонимности менеджер одной из самарских компаний, торгующих бытовой техникой, после прихода “Техносилы” и “М.Видео” конкуренция на местном рынке ужесточилась, но особых изменений не произошло. Он объясняет это тем, что и прежде местные компании конкурировали с “Эльдорадо”.

А москвичи говорят, что приход “М.Видео” и “Техносилы” заставил местных игроков более активно развиваться, расширяя ассортимент и улучшая сервис. Компания “Саттелит”, например, начала активнее строить новые магазины и использовать наружную рекламу. Единственным крупным самарским игроком, ушедшим с рынка, была сеть “Энон”, закрывшая магазины в конце 90-х. Но ее уход участники рынка объясняют последствиями кризиса 1998 г.

Фрыгин считает, что со временем московские компании постепенно вытеснят с рынка местные магазины. Путинцев уверяет, что самарские компании не могут предложить такое же качество сервиса в магазинах, как москвичи. Но такая услуга, как потребительское кредитование, одинаково хорошо развита у всех торговцев бытовой техникой. В среднем каждый магазин предлагает 4-5 кредитных программ.

Представитель одной из самарских фирм, торгующих бытовой техникой и электроникой, на условиях анонимности заметил: “Если мы и уйдем с рынка, то очень не скоро”. Такую позицию он объясняет одинаковым уровнем цен в городе, а также тем, что самарские компании хорошо известны среди местных жителей. Сотрудник “Эльдорадо” считает, что наиболее сильные позиции среди местных игроков у “Саттелита”. “Эта компания достаточно активно развивается и порой диктует цены по некоторым позициям предлагаемой в городе техники”, — объясняет менеджер.

Олег Султанов, исполнительный директор “Саттелита”, сообщил “Ведомостям”, что компания собирается до конца 2004 г. открыть еще 6-7 магазинов, один из них будет расположен в Самаре. “Девять магазинов в городе для нас достаточно”, — замечает он. Всего у компании сегодня 29 магазинов бытовой техники и электроники в Самаре, Ульяновске, Оренбурге, Пензе, Саранске и ряде других городов.



Ведомости