25.06.2004

100 лет Rolls-Royce. На них ездят не те, кто спешит, а те, кого ждут



В Великобритании празднуют столетие Rolls-Royce. Этим предметом роскоши, а не средством передвижения владели Мохаммед Али, Джон Леннон, Фрэнк Синатра, Эрнест Хемингуэй и другие знаменитости. Ездили на них и советские вожди - Ленин и Брежнев, но главными клиентами были правящие династии мира - от британской королевской семьи до иранских шахов.

История знаменитой марки началась в 1904 году в манчестерском отеле «Мидланд», где состоялась встреча Чарльза Стюарта Роллса, аэронавта, аристократа, наследника миллионного состояния, знатока и любителя автомобилей, с Генри Ройсом - деревенщиной, сыном мельника, инженером-самоучкой. Роллс, который к тому времени перегнал в Кембридж первый автомобиль Peugeot Phaeton и занимался импортом автомобилей в Великобританию, и Ройс, для которого автомоторы были просто хобби, решили специализироваться на дорогих авто. Вскоре первая модель компании Rolls-Royce Ltd., "Серебряный призрак" (Silver Ghost) с шестицилиндровым двигателем, появилась на автомобильном салоне в Париже и сразу завоевала признание. Плавный ход, серебряный кузов и даже посеребренные наружные детали - неудивительно, что новая марка стала самой востребованной среди европейской знати. За Европой потянулась Америка, и одним из первых покупателей Silver Ghost стал Нельсон Рокфеллер.

Как гласит легенда, самым громким звуком в салоне автомобиля было тиканье часов пассажиров. Легенды, созданные вовне и изнутри, вскоре буквально окутали компанию. Говорили, эмблему RR Генри Ройс увидел на скатерти в ресторане и тут же купил ее. Поначалу буквы RR эмблемы были красными, а в 1930-е годы стали черными - в знак траура после смерти Ройса в 1933 году, который за заслуги перед государством был удостоен титула барона. Его компаньон Роллс погиб еще раньше, в 1910 году, став первым английским летчиком, разбившимся в авиакатастрофе, и в палате лордов даже прервали заседание, чтобы сообщить об этом.

Неотъемлемый атрибут марки - фигурка на капоте Spirit of Extasy ("Дух восторга"). В 1909 году один из автомобилей Rolls-Royce приобрел лорд Джон Монтегю де Болье и, желая выделить его из общего потока, заказал своему другу, скульптору-модернисту Чарльзу Сайксу, фигурку-талисман. Прообразом "Духа восторга" стала личная секретарша лорда Болье - Элеонор Торнтон, в которую Сайкс был безнадежно влюблен. К сожалению, ей недолго довелось гордиться причастностью к легенде RR - она погибла во время Первой мировой войны. Однако и до сих пор фигурка олицетворяет дух автомобиля: разумную скорость, грацию и красоту. "Летящая леди", как называют талисман во всем мире, стала первой металлической фигуркой на капоте автомобиля. Поначалу Spirit of Extasy делали из бронзы и хромированной стали, а по специальному заказу - из чистого серебра и даже золота.

К середине века компания обрела почетный титул "Поставщика королевского двора Великобритании", и первыми королевскими клиентами стали принцесса Елизавета и герцог Эдинбургский.

Престиж RR всегда основывался на качестве. У каждой запасной части имеется свидетельство с результатами испытаний, а также именами рабочих и контролеров. Двигатели испытывают при полной нагрузке в течение семи часов, специальная "служба инквизиции" сгибает и ломает на куски каждую двадцатую ходовую часть, а кузов предохраняют от коррозии четырнадцать лакокрасочных покрытий.

И все же механическая начинка - дело десятое. Главное - аристократическая роскошь салона: откидные столики красного дерева, изящные зеркала с подсветкой, кожаные петли ручной работы вместо ручек. Rolls-Royce - это прежде всего породистый кузов.

Премьера XXI века от Rolls-Royce - ультрароскошный Centenary Phantom 100 EX 2003 года, созданный специально к столетию компании. Лимитированная серия из 35 автомобилей берет свое название от знаменитой гаммы из шести моделей «серебряных» RR, которые выпускались с 1925 по 1991 год и в которых отражена вся роскошная история марки. К примеру, модель Phantom IV существовала только в 18 экземплярах, которые были приобретены исключительно главами государств и королями. Между прочим, эти машины никогда не развивают большой скорости: в них ездят не те, кто спешит, а те, кого ждут.















Финансовые известия