25.06.2004

Инвесторы ждут сенсаций oт выступления предправления "Газпрома" Алексея Миллера



Екатерина Дербилова
Ирина Резник

Сегодня на собрании акционеров “Газпрома” давние соперники — основатель ОФГ Борис Федоров и директор по корпоративным исследованиям Hermitage Capital Management Вадим Клейнер — будут бороться за место в совете директоров монополии. Но инвесторов гораздо больше заботит обещание главы “Газпрома” Алексея Миллера прояснить вопрос о либерализации рынка акций и судьбе казначейских бумаг компании. А ее акции вчера подорожали до своего исторического максимума.


Государству принадлежит 38,37% акций “Газпрома”, иностранным акционерам – 11,5%, российским физлицам – 14,03%, российским юрлицам – 36,01%. По данным “Газпрома”, на 31 декабря 2003 г. на балансе его “дочек” находилось 12,9% акций, еще 3,28% – у дочерних банков. Ruhrgas контролирует 6,4% акций “Газпрома”, из них 2,93% у СП “Геросгаз”, а 1% – в номинальном держании Bank of New York (BoNY) в виде ADA. В целом в номинальном держании BoNY – 4,42% в виде ADA. Семеро из 11 членов совета директоров “Газпрома”, включая предправления Алексея Миллера, представляют государство, двое являются менеджерами компании, а еще два места занимают независимый директор Борис Федоров и глава правления Ruhrgas Буркхард Бергман.

Государство рассчитывает сохранить за собой в совете семь мест, одно из которых получит Алексей Миллер, рассказал “Ведомостям” источник, близкий к совету директоров “Газпрома”. По его словам, чиновники решили не менять своих представителей, несмотря на то что двое из них — экс-министр энергетики Игорь Юсуфов и экс-глава Минимущества Фарит Газизуллин — были уволены в ходе административной реформы. Директива с этим списком кандидатов уже подписана, а доверенность для голосования выдана Миллеру. Они утверждают, что председатель совета тоже не поменяется — им будет избран глава президентской администрации Дмитрий Медведев.

По словам источника в “Газпроме”, представители монополии и Ruhrgas в совете также не поменяются. По его словам, так как у правительства недостаточно акций, чтобы провести всех госпредставителей, аккумулируются и акции “дочек” монополии.

Основная интрига развернется вокруг места независимого директора, на которое претендуют Вадим Клейнер из Hermitage и нынешний член совета Борис Федоров. Шансов пройти в совет директоров “Газпрома” у Федорова поубавилось: инвесткомпания Sovereign Asset Management, голосовавшая за него каждый год, в прошлом году продала свои 5% акций “Газпрома”. На это уповает Клейнер. “Наши шансы на этом собрании акционеров весьма высоки, — полагает он. Комментариев Федорова вчера получить не удалось.

Впрочем, у проигравшего независимого директора может появиться шанс побороться за место в совете еще раз. Чиновник, близкий к совету директоров, не исключает, что правительство инициирует внеочередное собрание акционеров, чтобы переизбрать уволенных Газизуллина и Юсуфова. Но другой его коллега отмечает, что созыв внеочередного собрания обойдется государству в $1 млн, так что, скорее всего, с опальными чиновниками правительство подпишет контракт.

Между тем инвесторов занимает другой вопрос: какое заявление сделает сегодня Алексей Миллер по поводу либерализации рынка акций. В ожидании этих слов на Санкт-Петербургской фондовой бирже акции “Газпрома” подорожали на 2,9% — до 65,71 руб. за штуку, а в течение торгов котировки достигали отметки 66,72 руб. за штуку (+4,4%). Капитализация компании достигла $53,75 млрд, что является историческим максимумом. “Все ждут информации о либерализации”, — объясняет аналитик банка “Зенит” Сергей Суверов. Он отмечает, что реформа невозможна без получения государством прямого контроля, но этого не произошло, и потому разочарование может быть очень сильным, отчего акции могут пойти резко вниз.

По словам источника, близкого к “Газпрому”, на собрании действительно ожидается заявление, касающееся передачи государству акций, принадлежащих “дочкам” монополии. Это, как ранее заявляли правительственные чиновники, является необходимой предпосылкой реформы рынка акций. Впрочем, по его словам, конкретная схема передачи этих акций государству и сроки вряд ли будут названы.



Ведомости