25.06.2004

"Сибирь" cокращает сотрудников, чтобы снизить издержки



Юлия Дрокова
Дмитрий Сердцев

НОВОСИБИРСК — Авиакомпания “Сибирь” решила сэкономить на оплате труда своего персонала. До конца года она выведет за штат большую часть сотрудников подразделений, не занятых в авиаперевозках. Это позволит “Сибири” сократить численность персонала на 20%. Конкуренты следовать примеру “Сибири” пока не торопятся.


“Сибирь” – вторая по величине авиакомпания страны, эксплуатирует 23 самолета Ту-154М, 12 Ил-86, 11 Ту-154Б и два Ту-204. В прошлом году “Сибирь” перевезла 3,397 млн пассажиров, получив выручку около $370 млн, чистую прибыль $1 млн. 56,8% акций авиакомпании принадлежит первому заместителю гендиректора “Сибири” Наталье Филевой – жене гендиректора компании Владислава Филева, 25,5% – государству.

Как сообщила вчера после годового собрания акционеров первый заместитель гендиректора авиакомпании Наталья Филева, до конца года компания сократит около 1000 сотрудников. Им будет предложено трудоустроиться в сторонние компании с сохранением профиля деятельности. Сейчас в авиакомпании трудится 5300 работников. По словам Филевой, из структуры авиакомпании будут выведены сотрудники подразделений, занятых в сопутствующем сервисе — уборке салонов самолетов, общепите и охране.

Один из топ-менеджеров “Сибири” рассказывает, что за штат компании уже выведено около 300 человек, оказывающих услуги по уборке салонов и помещений, обслуживанию административных зданий и т. п. “Пока мы выводим только вспомогательный персонал, не связанный с основной производственной деятельностью, — говорит собеседник "Ведомостей". — Но в будущем не исключен перевод на аутсорсинг и более сложных позиций”. По его словам, новым местом работы сотрудников “Сибири” становятся компании, предоставляющие сервисные услуги для авиаотрасли, а обязательным условием при заключении контракта служит трудоустройство специалистов “Сибири” в сервисную компанию. Топ-менеджер затруднился оценить конечный экономический эффект от принимаемых мер. Но он надеется, что они позволят сэкономить не менее 10% затрат на сервис. Высвобожденные средства в основном будут инвестированы в обновление и модернизацию парка, развитие маршрутной сети.

Начальник аналитического отдела ИК “Проспект” Наталья Одинцова говорит, что среди зарубежных авиакомпаний аутсорсинг довольно широко распространен, а вот среди отечественных “Сибирь” прибегает к нему одной из первых. По ее словам, на аутсорсинг могут быть отданы и другие функции, например ведение бухгалтерского учета и часть сервисных функций, в том числе по техническому обслуживанию самолетов. Однако оценить возможный экономический эффект от аутсорсинга для “Сибири” внешнему наблюдателю сложно, поскольку это будет зависеть от цены предложенных услуг.

Конкуренты брать на вооружение пример “Сибири” не торопятся. Директор “Трансаэро” по связям с общественностью Сергей Быхал предупреждает, что специалистов по техобслуживанию, как и другой квалифицированный персонал, выводить за штат рискованно. “При такой системе работы сложнее контролировать качество, а техническая поддержка — ключевое в авиаотрасли направление”, — указывает он. Сама “Трансаэро” придерживается другой политики. “В прошлом году мы увеличили количество персонала всего на 34%, что дало рост финансовых показателей более чем в два раза, — говорит Быхал. — Не думаю, что такие результаты были бы возможны при активном использовании аутсорсинга”.

Кроме того, Филева сообщила, что менеджеры “Сибири” решили переименовать авиакомпанию. Ее новым названием станет Sibir. Помимо логотипа и фирменной атрибутики компании изменится и цвет самолетов. Уже через месяц первые самолеты будут отправлены на перекраску. По словам Филевой, из фирменного бело-голубого они будут перекрашены в светло-зеленый. Сроки завершения ребрэндинга Филева назвать не смогла. А другой представитель компании предположил, что вся процедура может занять до полутора-двух лет.



Ведомости