25.06.2004

Москва растит "малышей. Город застроят магазинами "шаговой доступности"



Юлия Ярош
Татьяна Романова
Алена Шевченко

Намерение столичного правительства утвердить городскую программу развития магазинов “шаговой доступности” с воодушевлением воспринято ритейлорами. Об интересе к программе говорят уже около десяти компаний. Аналитики, впрочем, отмечают, что среди претендентов пока нет крупных сетей супермаркетов, и сомневаются в целесообразности регулирования строительства магазинов специальными городскими программами.


В конце апреля столичное правительство приняло постановление № 245-ПП “О Городской целевой программе развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2004–2006 гг.”. В постановлении указано, что в III квартале текущего года должна быть утверждена общегородская программа по развитию торговых сетей “шаговой доступности.

Городская программа развития магазинов “шаговой доступности” (они же “магазины у дома”), по замыслу столичных чиновников, сделает торговлю в городе более цивилизованной, так как поможет избавиться от неэстетичных палаток и ларьков. По прогнозам Департамента потребительского рынка и услуг Москвы, в столице может быть открыто до 2500 “магазинов у дома”. Стимулом для предпринимателей, открывающих подобные сети, могут стать льготы по аренде и коммунальным платежам, а также выделение участков под магазины.

Хотя программа еще не утверждена, о желании участвовать в ней заявляют все новые компании.

О намерении принять участие в программе заявила “Служба 77”, одна из крупнейших российских компаний дистанционной торговли. Недавно “Служба 77” обнародовала план создания одноименной сети из 120 стационарных магазинов площадью 150-200 кв. м, совмещенных с пунктами приема заказов.

Компании “Новый импульс”, управляющей зеленоградской сетью “Утконос”, московские власти уже пообещали содействие в открытии до 400 торговых точек площадью около 350 кв. м.

Об интересе к программе заявила и компания “Вегат Плюс”, развивающая с 1998 г. в столице сеть “соседских” универсамов “АБК” (сейчас в сети около 30 магазинов).

В начале июня открыла в Южном округе столицы первый магазин компания “Съестная лавка”. Планируется, что до конца 2004 г. сеть будет состоять почти из 30 “магазинов у дома” в разных административных округах.

Еще одна сеть, начинающая развиваться именно из Южного округа, — дискаунтеры “ШагМаг”. Создающая сеть компания “Народная торговая сеть” получила в округе 11 участков, позволяющих открыть магазины площадью от 500 до 4000 кв. м. Первый “ШагМаг” через месяц откроется в Коломенском проезде, рассказал гендиректор “Народной торговой сети” Мецо Игитян, затем начнется строительство еще пяти магазинов. А холдинг “Гарант-Инвест”, развивающий на юге столицы сеть “Мой магазин”, собирается к 2006 г. увеличить свою сеть до 30 магазинов площадью 400-600 кв. м.

То, что наибольшее количество ритейлоров развивают формат “магазина у дома” в Южном округе столицы, объясняется тем, что здесь местная программа развития таких магазинов была принята еще в 2002 г. До 2005 г. эта программа предусматривает строительство более 80 000 кв. м торговых площадей и ввод в эксплуатацию 160 “объектов потребительского рынка и услуг”.

Масштабы анонсируемых торговцами планов создания сетей мелких магазинов уже озадачивают аналитиков. Генеральный директор компании “Магазин магазинов” Анна Ширяева сомневается, что “какой-то новичок способен освоить около десяти участков одновременно как девелопер и торговец”. “Подобный набор разных участков является прикрытием для того, чтобы просто взять конкретную землю. На подобную компанию я не поставлю ни копейки”, — утверждает Ширяева. Другой аналитик, пожелавший сохранить анонимность, считает, что “такие участки получают, как правило, люди, близкие к префектуре”.

Впрочем, Игитян из “Народной торговой сети” уточняет, что на выделенной ему земле “по договору [с управой] нельзя менять профиль в течение 10 лет”.

А ведущий специалист отдела коммерческой недвижимости Penny Lane Realty Максим Жуликов вообще сомневается в целесообразности специальной городской программы, посвященной отдельному типу магазинов. “Рынком эта проблема [нехватка магазинов в жилых кварталах] и так регулируется. Если оператор супермаркета понимает, что ему выгодно здесь работать, он и так будет работать”, — говорит аналитик. Он обращает внимание на то, что среди компаний, объявляющих об участии в программе, почти нет известных ритейлоров. Пресс-секретарь “Седьмого континента” (сеть развивает формат “рядом с домом” под вывеской “Семь шагов”) Анна Зайцева подтвердила, что не принимала участия ни в одной из районных программ, связанных с “магазинами у дома”. Она объясняет это тем, что “Седьмой континент” не нуждается в земельных участках, а открывает магазины “Семь шагов” в уже существующих пристроенных к жилым домам помещениях. Представитель сети “Петровские” Игорь Жуков также сообщил, что в программе сеть не участвует, но затруднился назвать причины этого. А вот “Копейка” рассматривает возможность участия в программе и готовит предложения для рассмотрения Департаментом потребительского рынка и услуг Москвы, сообщила пресс-атташе “Копейки” Мария Маркова.



Ведомости