28.06.2004

Максимум радио – минимум владельцев



«Русская Медиагруппа» (РМГ) постепенно превращается в радиомонополию. Последнее приобретение холдинга – радио «Максимум». Гендиректор РМГ не скрывает, что холдинг намерен и дальше проводить экспансию на рынке – до тех пор, пока его не остановит антимонопольная служба.

ЗАО «Русская медиагруппа» является крупнейшим холдингом FM-диапазона в России. В состав холдинга входят радиостанции разного формата: «Русское Радио», «Русское Радио-2», «Радио Монте-Карло» и «Динамит FM». РМГ также принадлежат звукозаписывающая компания «Граммофон рекордс» и рекламное агентство «Граммофон реклама».

Холдинг «Русская Медиагруппа» скоро станет обладателем 100% акций радио «Максимум». Еще в августе прошлого года РМГ выкупила 50% акций радио «Максимум» у компании «МН-Радио» (холдинг «Московские новости»), а остальные 50% холдинг приобретает у StoryFirst Communications, Inc. (SFC).

Разговоры о намерениях РМГ купить радио «Максимум» начались еще в июле прошлого года. Тогда в холдинге отрицали, что покупают радиостанцию, не скрывая, впрочем, того, что актив им интересен. Но спустя месяц после того, как шум вокруг предполагаемой сделки утих, РМГ выкупила 50% акций радио «Максимум» у компании «МН-Радио» (холдинг «Московские новости»). Сейчас РМГ завершает сделку по покупке оставшихся 50% акций.

«Сложилась патовая для бизнеса ситуация. Когда у каждого из владельцев 50% на 50% акций, у управленцев появляется возможность манипулировать акционерами, – пояснил «Газете.Ru» Сергей Кожевников, гендиректор РМГ. – Ни у одного акционера нет контрольного пакета, поэтому варианта два: или все акции продать, или попытаться что-то докупить».

По словам Кожевникова, на РМГ с августа прошлого года изучили ситуацию и пришли к выводу, что радио «Максимум» «хороший бренд, хорошая станция, все хорошо, но есть проблемы в управлении. Видимо, из-за того, что долгое время станция была в подвешенном состоянии». Президент SFC и гендиректор СТС Александр Роднянский объяснил «Газете.Ru»: с точки зрения акционеров, радио – актив непрофильный, поскольку компания намерена сосредоточиться на телерынке. Этим и объясняется его продажа.

Несмотря на то что «Газпром-Медиа» до последнего времени удерживало первенство по количеству станций, лидерами рынка являются вовсе не они, а РМГ, «Европа+» и «Проф-Медиа». Три радиохолдинга, которым принадлежат ведущие московские станции, получают более половины всех рекламных поступлений на радио.

И эта ситуация вряд ли изменится в ближайшее время. Хотя точно оценить бюджет радиостанции не возьмется ни один эксперт, известно, что каждая из трех станций-лидеров – «Русское радио», «Европа +» и «Авторадио» – приносит владельцам от $10 млн до $20 млн в год. Предположительный доход холдинга РМГ – более $20 млн.

Сергей Кожевников уверяет, что изменения коснутся только управленцев. А формат останется прежним. «Не имело смысла покупать станцию с десятилетним брендом, чтобы изменить формат, – утверждает новый владелец. – У нас крепкие позиции в жанре поп-музыки, но гитарная рок-музыка не была представлена вообще. И этим станция для нас привлекательна».

В компании посчитали, что купить готовый ресурс дешевле, чем начинать дело с нуля. Для выведения на рынок новой станции требуется минимум два года и порядка $2 млн. Стоимость сделки стороны держат в секрете.

Между тем аналитики уже заговорили об экспансии «Русской медиагруппы». И в самом холдинге не скрывают, что намерены и дальше скупать активы.. «Любая компания стремится к монополизму, это доказано еще Генри Фордом. Но не должна его достичь: на это существует Антимонопольный комитет,» – объясняет Кожевников.

Гендиректор РМГ напомнил, что у «Газпром-Медиа» пять частот. «Мы только к ним приблизились, не более того, – утверждает Кожевников. – То, что происходило в Европе и Америке в течение 50 лет, у нас происходит в течение пяти: строятся холдинги, которые задают тон на рынке. Я думаю, в результате останется максимум пять игроков. Но это уже не монополизм». Дальнейшими объектами интереса холдинга, по словам гендиректора, «будут все те, кто плохо стоит на ногах».

Радиохолдинги России: «Газпром-медиа»: «Эхо Москвы», «Тройка», «Радио попса», «До-Радио» и «Спорт-FM» «Европа+»: «Европа+» и «Ретро FM» РМГ: «Русское Радио», «Русское Радио-2», «Радио Монте-Карло», «Динамит FM», а теперь и «Максимум». «Проф-Медиа-Радио»: «Авторадио», «Энергия», «Радио-диско» (кроме того, в феврале, на последнем конкурсе на частоты в московском радиоэфире холдинг выиграл еще одну частоту. В заявке на конкурсе концепция новой станции была обозначена как «Русские песни», специализация – произведения отечественных бардов и городской шансон. Newsmedia Radio Group: радио «Ультра» и «Наше радио».

Кожевников уверен (и это мнение разделяют аналитики), что передел рынка не за горами. «Одиночек осталось совсем мало, так что я не исключаю того, что скоро будут перепродаваться холдинги. Допустим, «Газпром-Медиа», – очень слабая структура, по крайней мере в радийной его части. А одиночки или объединятся с холдингами на каких-то условиях, или будут ими куплены», – уверен Сергей Кожевников.

На рынке считают, что если в ближайшее время не появится какой-нибудь новый игрок, дальнейшие изменения будут связаны только с увеличением доли основных его участников. То есть с поглощением более успешными радийщикам менее прибыльных.

Газета.RU