28.06.2004

Столичные гаишники хотят, чтобы машины продавались еще на $300 дороже



Столичные милиционеры предложили обязать производителей и продавцов новых автомобилей устанавливать в них недорогую радиопоисковую систему прямо перед покупкой. Об этом заявил в четверг на брифинге заместитель начальника Управления ГИБДД Москвы Александр Родионов. По его словам, система, рассчитанная на граждан со средним достатком, будет стоить в пределах $250-300, а первые результаты внедрения новой системы можно будет увидеть уже ближайшей осенью.

По мнению Александра Родионова, единственный способ уберечь свою машину от угона - поставить на ней хорошую радиопоисковую систему. Так, из 110 угнанных в этом году автомобилей, оборудованных спутниковой системой слежения, найти удалось 102.

- Обнаружить такую систему в машине практически невозможно, но при угоне автомобиль окажется в поле зрения оператора службы, - заверил "Известия" Александр Родионов.

- Мы не можем заставить производителей или салоны продаж устанавливать такие системы насильно, - объяснили "Известиям" суть нововведения в ГИБДД Москвы. - Но настаивать на такой практике будем. Совсем необязательно ставить аппаратуру за несколько тысяч долларов. Уже давно на рынке появились дешевые системы слежения, которые может позволить себе любой автовладелец. Так называемые чиповые системы стоят не дороже 300 долларов, а работают ничуть не хуже других дорогих аналогов.

По словам милиционеров, сейчас на столичном рынке набирает обороты новая дешевая противоугонная система, никак не связанная со спутниковым слежением. На детали внутри машины наносится специальное напыление. В этом веществе содержится вся информация о машине. Стоит только поднести к такой детали небольшой прибор, как на экране высвечиваются все данные проверяемого автомобиля.

- Это напыление наносится сразу на сотни деталей, - объяснили "Известиям" в ГИБДД Москвы. - Поэтому угонять такой автомобиль даже для разборки на запчасти просто не имеет смысла.

Между тем наиболее популярными пока все равно остаются спутниковые и радиопоисковые системы слежения. Поделить их можно на два типа: работающие при помощи оператора и без нее. Скорее всего именно дешевый вариант второго типа столичные милиционеры и хотят поставить на каждую машину. Правда, чтобы сделать это, для начала придется принять специальный закон. Ведь далеко не каждый автолюбитель захочет добровольно выкладывать за машину лишние 300 долларов, если автомобиль у него, скажем, стоит в гараже, или застрахован от угона, или он за него почему-то абсолютно спокоен.

Пока сотрудники ГИБДД могут вести только агитацию, что они и делают: так, по данным ГИБДД Москвы, за пять месяцев текущего года в Москве было угнано 6160 машин, что на 2,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Наиболее криминогенными с точки зрения угона автотранспорта являются Юго-Восточный, Южный, Северный, Северо-Восточный, Западный и Юго-Западный районы столицы. Наибольшей популярностью среди угонщиков по-прежнему пользуются автомобили ВАЗ. В этом году в столице угнали 2300 автомашин этой марки. Среди иномарок первое место занимают автомобили "Фольксваген", на втором месте - "Ауди", на третьем - "Мерседес", а замыкает четверку "БМВ".

Сколько стоит радиопоиск

Радиопоисковые системы для частных автомобилей используют в Москве с 1993 года, а с 2001 года - и спутниковые противоугонные комплексы. Наиболее известны в столице "Автолокатор", "КОРЗ", LoJack ("Лоджек"), GuardMagic, "Цезарь Сателлит", "Гранит".

В радиопоисковой противоугонной системе постоянно поддерживается двусторонняя связь между автомобилем и центральным пультом управления, который при сообщении об угоне или нападении и передает сотрудникам правоохранительных органов данные о приблизительном местоположении автомобиля. Недостаток системы - ограниченная зона слежения, как правило, только Москва и МКАД. Преимущество: в отличие от спутниковой системы радиопоиск работает внутри гаражей и укрытий. Устойчив к помехам. Средняя цена подобной системы вместе с установкой - от $1300 до $1800. Абонентская плата - $300-500 в год.

Спутниковые охранные системы используют навигационную систему GPS и сотовую телефонию, позволяют обнаружить автомобиль либо во всей зоне действия системы сотовой связи GSM, либо даже во всей зоне действия систем глобального определения координат GPS. Например, всего от 10 до 60 секунд требуется оперативному дежурному пульта охраны "Цезарь Сателлит", чтобы обнаружить угоняемый автомобиль в любой точке Восточной и Западной Европы, в странах СНГ. Однако главная проблема таких устройств, по мнению экспертов немецкой организации качества и стандартов TUV, состоит в том, что в лесу, в плотной городской застройке, во дворах высотных зданий или даже под кроной большого дерева сигнал спутниковых систем нередко исчезает вовсе. А если рядом с машиной включить несложный излучатель помех, то система может "заглохнуть" даже на открытом пространстве, чем и пользуются угонщики.

Цена спутниковых систем вместе с установкой - $1600-2500, абонентская плата - $50-90 в месяц.

За несколько лет применения радиопоисковые системы вполне доказали свою эффективность. "До внедрения "Лоджека" в стране ежегодно угоняли более 18 тыс. дорогих автомобилей, после внедрения - не более 5-6 тыс., а общая стоимость возвращенных автомобилей уже составила $12 млн", - говорит Роман Лейбе, председатель совета директоров компании-оператора. Около 20 тыс. столичных автомобилей оборудованы системой "КОРЗ". Ее сигналы принимают 102 патрульных автомобиля ГАИ и 40 выездных постов.

Еще одно преимущество радиопоисковых и спутниковых охранных комплексов - значительные скидки при страховке (от 15% до 50%). Учитывая, что полис КАСКО стоит от $1000 до $5000 в год, за 3-4 года страхования стоимость системы можно "отбить".

ВЛАДИМИР САЛМИН

Как глушат спутниковые системы наблюдения

Аппаратуру, которая используется для подавления каналов радиосвязи, можно условно разделить на два класса. К первому относятся широкополосные генераторы, излучающие так называемые заградительно-шумовые помехи. Такие устройства широко используются спецслужбами - в частности, для дистанционной блокировки радиовзрывателей при разминировании. Профессиональный генератор помех ставит радиозаслон в очень широком диапазоне, блокируя прием практически любого радиоэлектронного устройства в зоне его действия. Он достаточно объемный, а главное - дорого стоит (более $5000) и уже по этим причинам едва ли годится в качестве мобильного инструмента для рядовых угонщиков. Такой аппаратурой, как правило, пользуются профессионалы, занимающиеся угоном дорогих иномарок.

Второй класс - это прицельные помехогенерирующие устройства, настроенные на конкретные частотные диапазоны. Например, под 900/1800 МГц (GSM) или 1200...1600 МГц (GPS-приемники). С точки зрения энергетических затрат прицельная помеха гораздо эффективнее, поэтому "иммобилайзер" можно сделать маломощным, компактным и легким. Именно сделать, поскольку купить готовую "глушилку" непросто даже по нелегальным каналам.

Известия