28.06.2004

UTAir обрела хозяина. Возможно, это "Сургутнефтегаз"



Илья Хренников

В пятой по величине авиакомпании страны — тюменской UTair появился новый собственник. На авиационном рынке считают, что около 45% акций консолидировали структуры “Сургутнефтегаза”, ее крупнейшего клиента. Сами нефтяники пока этого не подтверждают.


Авиакомпания UTair (до 2002 г. “Тюменьавиатранс”) – пятая в России. В 2003 г. перевезла 1,28 млн пассажиров, эксплуатирует 109 самолетов, в основном ближнемагистральных (Ту-134, Ан-2, Ан-24, Як-40), и владеет крупнейшим в мире вертолетным парком из 173 машин, которые задействованы в перевозках российских нефтяников и гуманитарных миссий ООН. Выручка UTair за прошлый год – 6,6 млрд руб., чистая прибыль – 83 млн руб.

В пятницу состоялось годовое собрание акционеров UTair. Совет директоров, избранный на нем, оказался чисто техническим. Дело в том, что уже после даты закрытия реестра — 7 июня — состав акционеров поменялся. Как сообщил гендиректор UTair Андрей Мартиросов, администрация Ханты-Мансийского автономного округа и города Сургута, владевшие соответственно 27% и 18,8% акций компании, продали свои пакеты новому собственнику. По словам Мартиросова, власти ХМАО и Сургута продали свои пакеты одному и тому же покупателю. А общая сумма сделок составила около $32 млн. Ни вице-губернатор ХМАО Вячеслав Новицкий, возглавляющий совет директоров UTair, ни гендиректор авиакомпании Андрей Мартиросов не называют нового владельца, заявляя, что ясность внесет внеочередное собрание акционеров, которое может состояться в августе. В продаже своих пакетов “Ведомостям” признались ИГ “Регион”, владевшая 5,9% акций, а также Банк развития предпринимательства, контролировавший около 20% акций. Кому были проданы акции авиакомпании, в “Регионе” и БРП не говорят.

Представитель бывших акционеров UTair на условиях анонимности заявил “Ведомостям”, что новым собственником авиакомпании стали структуры “Сургутнефтегаза”. Об этом же заявил агентству “Интерфакс” и источник в авиационных кругах. Впрочем, в “Сургутнефтегазе” покупку UTair не подтверждают. “Зачем нам покупать UTair? Для нас это непрофильный актив”, — заявил “Ведомостям” один из менеджеров “Сургутнефтегаза”.

“Мы изначально покупали этот пакет для перепродажи на рынке и продали его еще до закрытия реестра, — говорит директор по аналитике ИГ "Регион" Анатолий Ходоровский. — А власти ХМАО и Сургута публично заявляли о политике по выходу из капитала акционерных обществ”. “Хотя в целом политика "Сургутнефтегаза" заключается в том, чтобы не лезть в непрофильный бизнес, UTair для "Сургутнефтегаза" является в некотором роде инфраструктурным подразделением. Ведь покупает же "Сургут" вездеходы, чтобы его работники могли ездить между буровыми, — рассуждает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. — Так же востребованы и вертолеты с самолетами, чтобы перебрасывать нефтяников и геологов с объекта на объект”. “Такая сделка выглядит логичной и давно ожидаемой, — соглашается гендиректор Международного аэропорта "Внуково" Виталий Ванцев. — Основной вертолетный парк UTair задействован в перевозках нефтяников, работающих на месторождениях "Сургутнефтегаза", а самолеты возят топ-менеджеров компании между тюменским регионом и Москвой”.



Ведомости