28.06.2004

"Амтел" и Nokian договорились o выпуске шин Nordman



Андрей Лемешко
Анатолий Темкинbr>

Шинный холдинг “Амтел” и финская Nokian Tyres договорились об условиях “развода”. Одно из них дает право “Амтелу” до конца года продолжить производство шин под принадлежащей финской компании маркой Nordman. На смену ей придет собственный брэнд “Амтела” — шины Nordmaster.


В 2003 г. “Амтел” выпустил 11,9 млн шин (около 28% российского рынка), показав консолидированную выручку в $390 млн. 94% акций “Амтела” контролирует президент компании Судхир Гупта (через голландскую Amtel Holdings Holland BV), 5,65% принадлежит инвестфонду Templeton. Nokian Tyres Plc – крупнейший производитель шин в Скандинавии. Выручка Nokian Tyres Plc в I квартале 2004 г. составила 112,7 млн евро, операционная прибыль – 10,7 млн евро. 18,7% акций Nokian Tyres принадлежит Bridgestone.

Как рассказали “Ведомостям” несколько дилеров “Амтела”, на прошлой неделе шинный холдинг объявил о продлении до конца 2004 г. производства и продаж шин Nordman. Как говорит руководитель крупной дилерской компании, параллельно “Амтел” запустит производство шин под маркой Nordmaster, чтобы заменить Nordman. Дилеры уверены, что Nordmaster практически не будет отличаться от шин Nordman, но будет стоить примерно на 6-7% дешевле лицензионной покрышки. Как указывается в отчете ХК “Амтел” за I квартал 2004 г., компания уже начала процесс оформления прав на торговые марки Nordmaster и Nordway.

Брэнд Nordman принадлежит финской Nokian Tyres. В 2002 г. права на его использование были переданы СП AmtelNokian Tyres. Но сами шины производились на входящем в “Амтел” Кировском шинном заводе. В 2003 г. предприятие произвело 600 000 покрышек, а к 2006 г. планировало увеличить эту цифру до 6 млн. Но в начале нынешнего года партнеры объявили о выходе из СП. Тогда же было заявлено о прекращении выпуска шин Nordman “Амтелом”.

Руководитель одной из шинных компаний говорит, что Nokian согласилась практически безвозмездно передать “Амтелу” права на использование Nordman до конца 2004 г., после чего “Амтел” должен будет вернуть финнам пресс-формы для производства этих шин. Он объясняет эту уступку Nokian тем, что компания стремится избежать скандала в ходе “бракоразводного процесса”, который может негативно сказаться на котировках акций этой компании (11 февраля на новости о выходе “Амтела” из СП котировки Nokian на Хельсинкской фондовой бирже рухнули почти на 10%). В “Амтеле” не комментируют эту информацию. Однако источник, близкий к компании, подтвердил, что “Амтел” и Nokian сумели договориться об условиях выхода из СП. По словам собеседника, одним из условий является продолжение производства “Амтелом” шин Nordman. По словам источника, “Амтел” будет выплачивать Nokian роялти за пользование товарным знаком. Предполагаемый объем производства шин собеседник назвать не смог, пояснив, что эти планы сейчас уточняются. Президент Nokian Tyres Ким Гран сказал “Ведомостям”, что финская компания действительно договорилась с “Амтелом” об условиях и сроках прекращения деятельности СП. Но он добавил, что это не означает, что Nokian впредь не будет сотрудничать с “Амтелом”.

Аналитик “Проспекта” Дмитрий Мангилев уверен, что Nokian при переговорах с “Амтелом” руководствовалась не столько экономическими соображениями, сколько желанием как можно быстрее и тише выйти из совместного проекта. Для “Амтела” же, отмечает аналитик, эти договоренности, несомненно, выгодны. По его словам, под Nordman специально создавалось новое производство на предприятиях “Амтела” и отказ от выпуска этих шин означал бы убытки из-за простоя оборудования до тех пор, пока оно не будет перепрофилировано под выпуск других шин.



Ведомости