28.06.2004

МВФ разоблачил врага российской экономики. Им оказалось российское правительство



       Времена, когда оценки МВФ были напрямую связаны с получением займов, остались в истории: с 1999 года Россия денег МВФ не получала. Тем не менее мониторинг российской экономики эксперты фонда продолжают проводить ежегодно. Когда от выводов доклада зависело, получит ли Россия очередной транш, руководители миссий фонда вручали документ лично премьеру. Сейчас документ попал к Михаилу Фрадкову по техническим каналам и необязателен к исполнению. Последний доклад оказался и самым немногословным: все мысли экспертов фонда уместились на восьми страницах (см. справку).
       Главное, о чем сообщает фонд: рост российского ВВП остается зависим от цен на нефть. В Белом доме это известно. 17 июня на заседании правительства министр экономического развития Герман Греф, представляя экономический прогноз на ближайшие три года, доложил о зависимости роста от нефтяных цен и о том, что возможности постоянно увеличивать экспорт нефти исчерпаны. Тогда министр признал, что при самых благоприятных условиях рост ВВП в 2005 году не превысит 6,2%. Пессимистический прогноз министра – 4,2% (для удвоения требуется ежегодный рост экономики на 7-8%). Этот убийственный для решения сверхзадачи Владимира Путина – удвоить ВВП к 2010 году – вывод Германа Грефа эксперты МВФ подтвердили. Их собственные расчеты оказались, правда, оптимистичнее, чем у министра, но ненамного. По прогнозу МВФ, в 2004 году рост ВВП составит 7,25%, а в 2005-м снизится до 6,5%, "главным образом в результате снижения цен на нефть". Компенсировать падение темпов роста нечем из-за "исчерпания производственных мощностей в некоторых отраслях".
       Собственно говоря, МВФ вовсе не интересует, удвоит Россия свой ВВП или нет. Фонд, как всегда, больше волнует здоровье бюджета. И эксперты фонда попытались предостеречь правительство от ошибок, которые оно уже фактически совершило. Прежде всего, по мнению МВФ, одобренное и парламентом, и президентом снижение с 1 января 2005 года единого социального налога до 26%, а также решение о монетизации в следующем году нефинансируемых льгот увеличат расходы бюджета примерно на 2% ВВП. Компенсирующего же снижения других расходов бюджета, сообщается в докладе, предусмотрено недостаточно. Кроме того, "у миссии есть сомнения в отношении осуществимости этих мер". Эксперты сделали вывод, что сокращение налогов "не приведет к скорому росту потенциального ВВП".
       Кроме того, эксперты фонда высказались против решения правительства тратить в 2005 году деньги стабилизационного фонда на финансирование дефицита Пенсионного фонда. Напомним, Минфин собирается в следующем году, после того как стабфонд вырастет до уровня в 500 млрд рублей, направить в Пенсионный фонд 81 млрд рублей. В МВФ считают, что "средства фонда должны использоваться исключительно на цели внешнего долга". В Минфине в следующем году собираются потратить на оплату внешнего долга только чуть более 90 млрд рублей из стабфонда. Аргумент вице-премьера Александра Жукова о том, что дефицит Пенсионного фонда вызван снижением ЕСН, а следовательно, расходы из стабфонда надо считать расходами на налоговую реформу, экспертов МВФ не удовлетворил. МВФ утверждает, что снижение социальных налогов возможно только за счет увеличения других налогов и (или) снижения расходов.
       Еще одна ошибка властей, обнаруженная экспертами фонда, связана с валютной политикой. В докладе сообщается, что ЦБ не может в течение длительного времени противостоять давлению в сторону реального укрепления рубля. Фактически МВФ призвал не противостоять укреплению рубля, которое должно способствовать снижению инфляции, а уменьшать другие инфляционные риски (снижение ЕСН и монетизация льгот). Иначе "поставленная президентом Путиным задача снизить инфляцию до 3% будет нереальной", утверждается в докладе.
       Удвоить ВВП, одновременно снижая налоги и повышая благосостояние граждан, по мнению МВФ, возможно только "при условии постоянно ускоряемых структурных реформ с целью улучшения инвестиционного климата". Эксперты фонда таких реформ в российской экономической политике обнаружили четыре: реформу расходов государственного бюджета, жилищную реформу, реформу банковского сектора и "стремление к досрочному вступлению в ВТО". Однако в докладе отмечается, что после активного проведения реформ в 2000-2001 годах "их темп существенно замедлился". Поэтому в МВФ посчитали, что большинство приоритетов правительства не новы, а их воплощение в жизнь замедлилось из-за "ожесточенного сопротивления заинтересованных сторон или из-за высокой стоимости". Общий вывод такой: "В отсутствие реформ снижение цен на нефть с высокого уровня приведет к заметному снижению темпов роста ВВП до уровня значительно ниже того, который необходим для достижения удвоения ВВП за десять лет".
    Что нашли эксперты МВФ в России
Экономическое развитие


"По мере ускорения темпов экономического роста появилась напряженность в макроэкономической сфере. В течение двух последних лет базовая инфляция сохранялась на уровне 10-11%, рост реальной заработной платы опережал производительность труда, а реальный курс рубля начал укрепляться значительно более быстрыми темпами – почти на 10% за последние 12 месяцев".
Бюджетная политика
"Миссия не согласна с двумя активно выдвигаемыми положениями.
Во-первых, сокращение ставок налогов и увеличение расходов не приведет к скорому росту потенциального ВВП.
Во-вторых, сохранение профицита в бюджете благодаря большим налоговым поступлениям от нефтяного сектора не защитит экономику от инфляционного давления".
Денежно-кредитная и валютная политика
""Необходимо устранить зависимость денежно-кредитной политики от целей валютной политики. Банк России не может в течении длительного времени противостоять давлению в сторону реального укрепления курса рубля. Замедление темпов инфляции в результате укрепления курса рубля могло бы содействовать проведению денежно-кредитной политики, направленной на снижение инфляции".
Финансовый сектор
"Налицо необходимость дальнейшего усиления мер пруденциального банковского надзора. Ключевые показатели свидетельствуют об укреплении банковской системы. Однако банки в значительной мере воспользовались благоприятными макроэкономическими условиями, которые могут скрывать наличие слабости в структурном плане. Банку России следует и в дальнейшем противостоять давлению со стороны слабых банков с целью ослабления нормативов для участия в системе страхования вкладов".
Структурные реформы
"Планы реформ являются адекватными, однако их реализация связана с неопределенностью. Ключевой задачей является наращивание темпов реформ в благоприятных условиях. После активного периода проведения реформ в 2000-2001 годах их темп существенно замедлился".

ПЕТР Ъ-НЕТРЕБА

КоммерсантЪ