28.06.2004

Cannes Lions-2004: "Лучше гор могут быть только горы…"



51-й международный Каннский фестиваль рекламы уже стал историей. Вчера делегаты разлетелись по домам. Среди возвратившихся с Французской Ривьеры на родину оказался обозреватель Sostav.ru Влад Васюхин.

27 июня.

Часовая очередь на паспортном контроле в Шереметьево-2 и пробка по дороге из аэропорта сразу дали понять: это наша родина, сынок! А, с другой стороны, радовало, что обвалился "железный занавес", что народ много и охотно путешествует (кроме нас, в самолете выделялась группа упитанных и шумных женщин, возвращавшихся с какой-то своей международной тусовки. А что? Имеют право!)

"Почему так много русских?" - спрашивали меня в Каннах журналисты из других царств-государств, слегка удивленные числом российских делегатов (вместе с непопавшими в официальный список мужьями-женами-детьми наших оказалось больше сотни). "Страна большая… - как пластинка, отвечал я. - Нефть в цене… Рекламный рынок на подъеме… Агентский туризм в моде…" Да и потом, что здесь плохого, если русские рекламисты приезжают посмотреть на рекламную Олимпиаду и даже поучаствовать в ней?! Канны, господа, очень здорово прочищают мозги, меняется система координат, понимаешь, кто есть who. Вот известный копирайтер Амлинский впервые (!) за долгую и плодотворную жизнь в рекламе попал на Cannes Lions и находился под сильным впечатлением. И даже пообещал на следующий год сделать какую-то невероятную социальную рекламу и выставить на конкурс. Чем плохо?! А потому мне было ужасно смешно читать отчаянные отклики на свои репортажи: мол, если наши не побеждают, так и ездить в Канны никому не надо! Мы, дескать, страна нерекламная… Вот сами и варитесь дома в собственном соку, а других не учите, где и с кем им досуг проводить! "Поучайте паучат!" - как пел один персонаж в добром советском кино...

Ну, что же, салют отгремел, шампанское выпито, время подводить итоги. Маленького чуда, на которое мы так надеялись в последние дни работы фестиваля, не случилось: сделанный "РАВИ" ролик для "Фумитокса" дальше финала не продвинулся. Иван Чимбуров, конечно, расстроился, но вида не показывал, уверял, что "все нормально". Нет, оно, разумеется, все нормально, даже хорошо, и диплом финалиста - повод для гордости и поздравлений. Но почему все-таки ролик "Учительница" не получил "Льва"?

По-моему, есть две причины. В этой категории оказался довольно сильный шорт-лист. Впрочем, наличие конкурентов - не проблема: у жюри, как известно, нет лимита на награды, и если в категории несколько превосходных работ, то все они могут быть отмечены. Дело не в соперниках, хотя - сам убедился на субботнем просмотре шорт-листа - зал встретил "Фумитокс" гробовым молчанием. Тогда в чем? Во-первых, русский язык. Слов в ролике много, а читать титры скучно. Очевидцы могут возразить: но ведь читали (и с радостью) титры "золотых" таиландских роликов: трех 45-секундных для Soken DVD и минутного для зеленого чая Unif. Да! Так ведь за игрой азиатских актеров было очень интересно следить. А главная беда нашего ролика - кастинг, это коктейль из вялой игры и скромной режиссуры. Он очень спокойный, мягкий, а каннское жюри не жалует комнатную температуру. Увы, не все умеют рассказывать анекдоты. И этому сценарию подошла бы режиссерская манера Тинатин Баркалая, Ярослава Чеважевского, а лучше Виталия Кокошко из киевского "Кинографа". Учительницу отлично бы сыграла - первое, что приходит в голову - Олеся Железняк или Инга Оболдина, а отца - Александр Семчев или Николай Фоменко. Добавить бы в историю с насекомым, похожим на слона, больше эмоций, вплоть до пародии и китча, гуще сочных, жирных, жарких красок, и… комар носа не подточит! Посмотрите, не поленитесь, канадский ролик "Визит в тюрьму", получивший в этой же категории "золото", и почувствуйте разницу темпераментов.

Возможно, отсутствие в актерской игре приемов Чарли Чаплина или Тима Рота (вон ведь куда задрал!) помешало попасть в финалисты и призеры нашим полярникам из серии роликов для Nescafe. Симпатично, мило, но не более… Именно кастинг (и это не только мое скромное мнение, но и такого авторитетного продюсера, как Натэлла Абуладзе) - один из основных просчетов ролика "Наследство" (он же "Братья", он же "Кубанская буренка"). "Сейчас очень многие хорошие актеры не хотят сниматься в рекламе, - заметила Натэлла. - А причина в том, что им такие же деньги платят за сериалы".

Деньги, разумеется, весомый аргумент, но и качество отечественной рекламы, прежде всего, ее креативной стороны, оставляет желать лучшего. Вряд ли бы наши актеры отказались от участия в таких роликах, как "золотая" серия для пива Bud Light (DDB, Чикаго). Она снята в стилистике мюзикла. Была одним из главных претендентов на Гран-при в номинации Film. Или встреченный на церемонии награждения самой оглушительной и долгой овацией 117-секундный аргентинский ролик "Тень" (J Walter Thompson, Буэнос-Айрес): там мальчик поймал в коробку… тень самолета. И к нему в школу приходят серьезные взрослые дяди из Aerolineas Argentinas и просят тень "отпустить", мол, людям надо летать... Романтика, нежный юмор, магический реализм и завораживающая картинка - все это сделало "Тень" лидером зрительских симпатий. Но такой приз на "Каннских Львах" не присуждается. Можно только восторженно отбивать ладони и приветствовать криками креативную команду. Что мы и делали.

Теперь - об официальных наградах. Престижный приз аккредитованной прессы (плюс "золото" в категории "Одежда, обувь, аксессуары") достался ролику из Нидерландов "Музыкальные стулья" (Wieden+Kennedy, Амстердам). Снятый по заказу Nike, этот 90-секундный фильм напоминает известный найковский ролик "Пятнашки", только теперь герою надо не в салочки играть, а занять свободное место на стадионе, после того, как прозвучал музыкальный аккорд. Отчаянная беготня длится полторы минуты. Свободное место находится, но тут звучит новый аккорд и игра продолжается. "Играй!" - таков слоган.

Гран-при за лучшую рекламу и "Льва" за лучшую музыку получил ролик "Гора". Он был придуман англичанами (TBWA, Лондон) для японцев (Sony PlayStation 2) и снят в Бразилии (500 человек массовки). В нем звучит чудесная ностальгическая песенка, напоминающая саундтрек в духе Квентина Тарантино, что-то вроде Bang-Bang из "Убить Билла-1". И, конечно, "Гора" поражает своим размахом. Эта вершина вырастает на наших глазах из человеческих тел, а некоторые счастливчики на несколько секунд оказываются на ее вершине... Хотя, должен заметить, многих этот выбор удивил. Допустим, Боб Гарфильд (Bob Garfield), знаменитый рекламный критик из AdAge, предсказывал победу американскому ролику "Хип-хоп" (хотя и "Гору" называл в числе претендентов). Но фавориту Гарфильда дали только "бронзу". Ничего странного: среди призеров нынешнего года найдется полдюжины роликов, вполне заслуживающих Гран-при. Но у жюри свое мнение и свои резоны. С уверенностью можно сказать лишь, что судьи (ну и, само собой, рекламисты) поработали здорово: итоговая кассета будет очень зрелищной.

Это был сильный год.

Убедитесь сами.

www.adforum.com/creative_archive/2004/AW16/grandprix.asp